65-летие Победы – хороший повод, чтобы вспомнитьсобытия минувшей войны. Накануне праздника нам удалось побывать на колесном пароходе, затонувшем в годыВеликой Отечественной войны в районе г. ИльичевскОдесской области (Украина).
Этот пароход долгое время фигурировал среди подводниковпод условным именем «колёсник», или «колёсный пароход околоИльичевска». И вот в апреле 2010 года ильичевский подводныйклуб «Афалина» вернул имя этому затонувшему судну. Оно теперьидентифицировано со стопроцентной точностью. Это – «Дюрнштайн» (Durnstein).В результате многолетних поисков дайв-инструктор Сергей Рябов обнаружил в недрах рэка ящик с остатками судовых карт и документов. Фрагменты бумажных листов,более 60 лет пролежавших под метровым слоем ила, сохранили судовые печати и подписи капитана на судовых документах.
Впервые «Дюрнштайн» был обнаружен при гидрографическом обследовании акватории Ильичевска 14 июля 1977 г. Егопервичный осмотр провели подводники николаевского клуба«Садко» В. Н. Латарцев и В. К. Забровский. Изначально у садковцев было предположение, что это немецкий колесный пароход «Дюрнштайн»,потопленный 7 августа 1942 года советской подлодкой М-31 (командир капитан-лейтенант Е. Г. Растогиль). Но архивные данные утверждали, что «Дюрнштайн»затонул 20 августа 1941 года совсем в другом районе – в Керченском проливе. Из-за неточности архивных данных найденныйпароход был классифицирован как неизвестный немецкий«колёсный буксир», который погиб в результате навигационной аварии 6 января 1942 г. в районе Одессы. Вопрос с именем судна остался открытым, а потом его местонахождениеи вовсе было забыто.
Вновь пароход был обнаружен после двухлетних поисков ильичевскими дайверами в 2006 году. Но даже многочисленные находки, поднятые с рэка,не смогли точно подтвердить или опровергнуть какую-либо из версийо названии судна. И только поднятые судовые документыпозволили поставить в этой истории последнюю точку.
Колесный пароход «Дюрнштайн» был построен в 1899 году в Будапеште. Первоначально он носил имя «Siraly»,а в 1904 году был переименован в «Durnstein» в честь небольшого австрийского городка на Дунае.
Его длина составляла 56,5 м, ширина – 12,4 м, осадка –2,74 м. В движение его приводила паровая машина «Schiffswerft Budapest» мощностью 365 л.с. «Дюрнштайн» осуществлял грузовые и пассажирские перевозки по Дунаюмежду речными портами Австрии и другими придунайскимистранами. Пароход являлся собственностью Первого дунайского пароходства (Австро-Венгрия).
В годы Второй мировой войны судно было мобилизованов качестве вспомогательного транспортного средства для перевозки армейских грузов. В 1941 году «Дюрнштайн» затонулто ли в результате торпедной атаки советской подводной лодки М-31, то ли из-за навигационной ошибки.
В настоящее время «Дюрнштайн» находится в 6,5 километрах от города Ильичевск и лежит на глубине 23,5 м на песчано-илистом грунте.Нос судна ориентирован в северном направлении. Корпус стоит на ровном киле и почти на всювысоту борта погружен в грунт. Максимальное возвышениенад грунтом – 5 метров – дымовая труба. Хорошо сохранились колесные кожухи и сами колеса, сдвоенный штурвал, деревянные трапы и надстройки, в которых находились каюты.