декабрь 2009 г.
Давайте рассмотрим Garmin Dakota 20 с точки зрения путешественника и просто любителя активного отдыха на природе.
Коробка, которая легла мне на стол, удивила небольшими размерами. Внутри поместились:
Компания Garmin публикует на своем сайте garmin.com свежие версии прошивок. Я получил на тестирование Dakota с версией программы 2.10 и обновил ее до 2.40.
Наши старые знакомые: универсальный Garmin 60CSx, верхняя модель в «походной» линейке Garmin Vista HCx и непосредственный предшественник Дакоты с «тачскрином» – Garmin Oregon.
Vista HCx60CSxOregon 300Dakota 20Размеры (длина x ширина x толщина, см)10.7 x 5.6 x 3.015.5 x 6.1 x 3.311.4 x 5.8 x 3.510 x 5.5 x 3.3ДисплейTFTРазмеры дисплея, см3.3 x 4.33.8 x 5.63.8 x 6.33.6 x 5.5Разрешение дисплея, пикселы176 x 220160 x 240240 x 400160 x 240Управление (кроме кнопок)джойстик («Rocker»)четырехпозиционная клавишасенсорный дисплейПоддерживаемые картывекторные Garminвекторные Garmin, растровые Garmin Custom MapsПамятькарточка microSDвнутренняя + карточка microSDМаршрутных точек1000Маршрутов50Емкость путевого журнала10000 точек, 20 треков10000 точек, 200 трековЭлектронный компасесть, двухосныйесть, трехосныйБарометрический альтиметрестьРазъем для внешней антеннынетестьнетРазъем для связи с компьютеромUSBUSB и GarminUSBВлагозащищенностьIPX7Плавает в воде
нетЭлементы питанияАА (2 шт.)Максимальное время работы от батарей, ч25181620Вес (с батареями), г156213192.7148.8(Официальные данные с сайта garmin.com. Растровые карты Garmin Custom Maps поддерживаются в навигаторах Oregon и Dakota со свежими прошивками).
Моя Dakota 20 похвасталась 939 Мб встроенной памяти (производитель заявляет 850 Мб). Приятный сюрприз.
Младшая модель Dakota 10 лишена слота microSD, встроенного компаса, барометрического альтиметра и способности передавать GPS-данные другим навигаторам по беспроводному интерфейсу.
Всю лицевую панель Dakota занимает сенсорный экран. Сбоку, под большим пальцем правой руки, находится единственная кнопка. Она выполняет две функции: главную (включение/отключение) и дополнительную (изменение уровня подсветки или захват экрана, смотря как настроить). Мне нравится этот минимализм. Думаю, пользователь-новичок тоже будет рад: не нужно путаться в маленьких кнопочках с иностранными надписями (или вовсе без них).
Порт USB находится в верхней задней части навигатора, как у eTrex. Порт защищен сурового вида резиновой заглушкой, не отделяемой от корпуса (не потеряется).
На крышке Dakota видны пазы для фирменного крепления Garmin (с карабинчиком). Такой аксессуар входит в стандартную поставку Colorado и Oregon, а тут его нет. Впрочем, я так и не нашел ему достойного применения в пеших маршрутах. (А вот любителям велосипеда нужно задуматься о покупке крепления на руль). Garmin продолжает экспериментировать с защелками задней крышки. У Dakota она тугая, но удобная. Снятая задняя крышка непривычной «рогатой» формы. Изоляцию от воды обеспечивает резинка по периметру батарейного отсека, к ней крышка прижимается пластиковым бортиком. Под батарейками находится обычный слот microSD. (Я успешно использовал разные карточки вплоть до SDHC 4Гб class 4; большего объема под рукой не оказалось).
Один из владельцев Oregon заметил, что сенсорный экран хорошо пригоден для ввода точек: «Но часто ли перед походом надо вводить множество точек вручную?» Может, не часто. Однако на маршруте нам то и дело приходится создавать точку и давать ей название. И тут сенсорный экран действительно удобен. Да и вводить координаты, щелкая кончиками пальцев по экрану, проще и быстрее, чем прокручивать алфавит с помощью кнопок или метаться по хитрой таблице, дергая туда-сюда маленький джойстик. Почти все, что я говорил о тачскрине в обзоре Garmin Oregon, справедливо для Dakota. Если коротко – эргономика на высоте.
Есть блокировка экрана от случайных нажатий, что весьма полезно. При выключении и включении прибора подсветка возвращается на прежний уровень. Таймаут подсветки можно изменить в настройках (минимум 15 секунд).
В Oregon фоны страниц были выполнены в виде картинок (колосья пшеницы, капли дождя, следы автомобильных покрышек и прочая трогательная живопись). Dakota предлагает выбор из нескольких вариантов цветной градиентной заливки. С одной стороны, это неплохо: спокойный, почти однотонный фон не пестрит, не скрадывает детали, выглядит солидно. С другой стороны, в Oregon можно было закачать с компьютера собственную картинку (для повышения контрастности я предлагал читателям обычный белый прямоугольник под размер экрана). Dakota этой возможности лишена.
Щелчок по кнопке выводит соответствующую страницу: «Карта», «Компас», «Счетчик движения» (данные о маршруте), «Куда?» (при движении в заданном направлении), и так далее. Есть настраиваемые пользовательские профили. При нажатии на «гребенку» спутникового сигнала появляется страница «Прием спутников». У Dakota нет встроенного просмотра картинок, но так ли эта функция необходима в GPS-навигаторе? Помимо меню, владелец GPS может настроить страницу «Счетчика движения», наполняя маленькие окошки нужной информацией по своему вкусу: время, высота, координаты, направление, расстояние до следующей точки, скорость и так далее – до десяти окошек. Помимо стандартных раскладок с картинками (пешеход, автомобиль, геокешинг) есть варианты «Счетчика движения» без всякого графического оформления – удобно для тех, кто ценит полезную информацию в чистом виде. Вот только быстро сбросить показания одометра по-прежнему не получается, нужно отправляться на страницу настроек; ну да будем надеяться, что производитель это со временем поправит.
После первого включения навигатор сразу предложил общаться по-русски. Кому не повезло, может выбрать язык в меню. Приятно, что некоторые явные ошибки перевода исправлены. Например, «On» правильно переводится как «Вкл.» (а не «На», как в Oregon). При подключении GPS к компьютеру или потере спутникового сигнала владелец видит русский, а не английский текст. Но секундомер по-прежнему считает не секунды, а время суток. Некоторые пункты меню (например, Sight’n’Go) выполнены на английском. Переводчикам есть над чем поработать. Впрочем, можно попробовать исправить ошибки самому и вообще подстроить язык навигатора под собственные предпочтения. Файл локализации имеет текстовый формат и находится в основной памяти прибора в папке /Garmin/Text.
Насколько мне известно, в основе Garmin Dakota лежит чипсет STMicroelectronics Cartesio. Компания Garmin не акцентирует внимание на чипсетах, ограничиваясь словами «высокочувствительный приемник». Главное, чтобы GPS-навигатор обладал хорошей чувствительностью и не оставил вас без поддержки в густом лесу или в зоне плотной городской застройки.
На маршруте Dakota демонстрирует уверенный прием. Конечно, чудес ждать не нужно: если спрятать навигатор в сумку под сиденьем автобуса, затолкать на дно рюкзака или что-то еще в этом роде, раздастся обиженный писк – сигнал потери спутников.
Мы усложнили задачу и привезли Oregon и Dakota в офис в самом центре Москвы. Старое здание с толстыми стенами. Окна кабинета выходят в тесный переулок, напротив – модный кинотеатр в несколько этажей. Мы положили навигаторы бок о бок на подоконник и включили их. Чистого неба в переулке было совсем мало, но приборы старались изо всех сил. Через несколько минут и тот, и другой «зацепились» за пять спутников. Погрешность составила примерно 20 метров. Наша парочка, если судить по треку, отправилась в кино на дневной сеанс. Мы прощаем им эту небольшую ошибку: условия навигации были действительно скверными.
Мне довелось наблюдать за работой прибора под крышей ночного автобуса, который мчался на большой скорости по заснеженному лесу. Мы опробовали навигатор в разных помещениях – от бетонной московской девятиэтажки до деревенской избы. Dakota проявила себя молодцом.
Чисто практические задачи поиска геокешерских тайников решались без сучка и задоринки. Навигатор уверенно приводил нас к закладкам, показывая точность не худшую, чем его предшественники-«кладоискатели».
Моя Dakota была укомплектована картой «Дороги России. Топо 6.03» от Навиком, загруженной в основную память прибора. Я уже имел дело с этой картой в маленьких подмосковных вылазках, а теперь сумел оценить ее в глухих костромских лесах. Конечно, забравшись так далеко от цивилизации, я не ждал изысков вроде горизонталей высот или точных границ лесных массивов. Но мне понравилось, как отрисована гидрография. Проезжая на дрезине тот или иной мост, я свешивался с борта мотовоза, чтобы убедиться – да, это действительно занесенная снегом речка, и вот она, синяя жилка на электронной карте.
Масштабирование карты, ее прокрутка, создание новой точки происходят в точности, как у Garmin Oregon. Легко и комфортно. Правда, нужна некоторая сноровка. Я давал Dakota нескольким людям, не имевшим опыта с тачскрином GPS. Все они совершали одну и ту же ошибку: слишком резко нажимали кончиком пальца на карту. Немедленно возникала красная булавка, «пришпиливая» карту, а местность тем временем (пока двигался поезд или ехала машина) сползала за границу экрана. Избавиться от булавки можно, только закрыв и снова открыв карту (неудобно).
Ладно, давайте попробуем сами загрузить в навигатор какую-нибудь векторную карту. «Дороги России» охватывают много регионов, но путешественник часто нуждается в детальной карте какого-нибудь конкретного, ограниченного малой площадью и, возможно, очень далекого района, куда забросила его судьба. Сегодня в интернете можно найти бесплатные карты популярных туристских районов, подготовленные энтузиастами: Хибины, Саяны, некоторые части Крыма и др.
Увы, навигатор не видит мой файл .img, записанный хоть в память прибора, хоть на microSD. Руководство пользователя на компакт-диске обходит этот вопрос стороной. Авторы ссылаются на программу MapSource, которой нет в комплекте поставки. А скачать MapSource с официального сайта нельзя: как сказано на garmin.com, эта программа поставляется только на дисках с картами.
Я все-таки сумел загрузить карту в Dakota: «пропустил» файл .img через бесплатную утилиту GmapTool, назвал «выходной» файл-контейнер именем gmapsupp.img и поместил его в папку /Garmin на карточке microSD. В меню навигатора карта обрела имя «GmapTool All». По крайней мере, она была видна. Dakota не опознала карту с «родным» названием файла (в отличие от Oregon с последней прошивкой).
Что касается точек и треков, то в Dakota все осталось таким же, как в Oregon. Новое слово Garmin – это поддержка в обоих навигаторах растровых карт (при условии установки свежих прошивок). Компания называет такие карты Garmin Custom Maps.
Я взял фрагмент обычной километровки Московской области (растр, JPEG без прогрессии). Эту карту я наложил на соответствующий район области в программе Google Earth, а затем мышкой подогнал к основе-космоснимку по заметным ориентирам: населенным пунктам, характерным изломам дорог и др. Получился файл .kmz, который я сохранил на компьютере и записал в навигатор на microSD в папку /Garmin/CustomMaps. Включил Dakota, открыл карту, увидел привычные уже «Дороги России», но теперь дополненные новой информацией. Сегодня в сети достаточно подробных материалов о том, как разными способами загружать растровые карты в навигаторы Garmin, так что не будем повторяться.
Компания Garmin сделала огромный шаг вперед, обеспечив поддержку растровых карт в своих новых приборах. Любители дальних странствий здорово выиграли от этого. Потускнел главный аргумент скептиков («для нашей страны создано слишком мало хороших векторных карт»), а значит, интерес к GPS-навигации среди туристов и геокешеров будет расти.
Как известно, в этом тесте уверенно лидируют представители «походного» семейства eTrex. Иные умудряются прожить больше 25 часов при работе средней интенсивности на одном комплекте обычных щелочных батареек. Конечно, Dakota с ее сенсорным экраном не может тягаться с eTrex’ами. Но производитель говорит, что предел Dakota – 20 часов, это неплохо (во всяком случае, лучше, чем у Oregon). Проверим.
По традиции «батареечный» тест прошел в условиях, близких к походным. Подсветка была установлена в максимальное значение, встроенный компас отключен, загружена карта «Дороги России. Топо». Я постоянно записывал трек, иногда листал карту, ориентировался по точкам и отмечал в навигаторе интересные места. Использовались AA-батарейки Sony Stamina Plus – такие же, как в предыдущих тестах. Обычные щелочные батарейки, которые можно купить где угодно. Dakota проработала 14.5 часов до полного отключения. Могла бы и дольше, если бы на улице было потеплее, а вместо щелочных батарей я использовал Ni-MH аккумуляторы, которые лучше ведут себя в прохладных условиях. Владельцы Dakota приводят данные о 16-17 часах работы «в поле».
Конец 2009 года снова заставил москвичей вспомнить о глобальном потеплении и тосковать по хрустящему снегу и яркому солнцу. Провести настоящий «морозный тест» в естественных условиях не удалось, и я воспользовался обычным холодильником. Dakota была включена и аккуратно уложена ровно на один час в морозильное отделение среди рыбных палочек и брюссельской капусты. Температура -15 градусов не стала для навигатора проблемой – он продолжал работать. Меню и карта пролистывались без притормаживаний.
«Легкий минус», который нам удалось захватить во время краткого путешествия по русскому северу, а также мокрый снег и дождь никак не повлияли на прибор.
Есть встроенный компас, теперь он трехосный. Проще говоря, на маршруте необязательно выравнивать навигатор горизонтально. Компас можно отключить (в меню), но при выключении и включении навигатора эта настройка сбрасывается, и компас включается автоматически.
Но специфика крупнейшего, американского сайта geocaching.com – большая плотность тайников, коротенькие описания, малое число иллюстраций и высокая результативность поиска. В российской игре по-другому. Описание тайника может занимать несколько страниц, и бывает трудно найти закладку на местности без крупной фотографии. Поэтому распечатка часто полезна и даже необходима. Впрочем, как бы то ни было, тайники можно загружать в Dakota, и это плюс.
Еще одна интересная функция – беспроводной интерфейс. Он пригодится, если точку, трек или тайник нужно быстро передать с одного навигатора на другой. Такую ситуацию легко представить в большой группе туристов или геокешеров: один путешественник вносит в свой прибор координаты точки, а затем передает ее остальным. (Этой способностью обладают только последние модели Garmin – Colorado, Oregon и Dakota). Никакие руководства не требуются, действия просты и понятны. Мы легко передавали-принимали точки и тайники. Правда, при отправке информации о тайнике с Oregon на Dakota мы почему-то «теряли» описание тайника; этому факту объяснение найти пока не удалось. В обратном направлении все прошло гладко.
Один из пользователей спросил меня, что значит пункт меню «Sight’n’go». Такая функция появилась в Oregon, есть она и в Dakota. На русский язык можно перевести как «На глазок». Вам нужно идти в направлении во-о-он той вышки сотовой связи, но плотный лес и глубокие овраги мешают, не дают постоянно держать вышку в поле зрения. «Прицельтесь» GPS-навигатором, зафиксируйте направление и смело идите вслед за своим электронным помощником. Для более сложной задачи — «пройдите 500 метров по направлению к вышке и сверните на лесную тропинку» — можно в «прицельном» направлении выполнить проекцию точки (ввести расстояние 500 м) и затем включить навигацию на эту точку. «Sight’n’go» – не открытие в ориентировании, но может пригодиться людям, которые имеют лишь самые туманные представления об азимутах.
Dakota – младшая сестра Oregon. Это навигатор для путешественников с разумными и умеренными потребностями.
Плюсы:
Минусы:
Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора, с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.