Голландцы в противовес англичанам нашли в 1565 году другой вход в Московское государство — через Колу. Англичанам не удалось распространить свои привилегии на Колу — здесь стал развиваться торг и порт международного значения, в который стремились голландские, французские, английские, итальянские и др. корабли.
Суть дела, конечно, не в случайном открытии устья Двины или Колы. Пути к ним, если не англичанам, то датчанам и голландцам были известны и раньше. Дело в том, что в результате неудачной Ливонской войны Московское государство утратило старую связующую его нить с Западной Европой через Финский залив Балтийского моря. Пути через Белое и Баренцово моря в Западную Европу были в Москве тогда либо вовсе неизвестны, либо о них были самые неясные представления. Казалось, таким образом, что Москва совершенно отрезана от внешнего мира, который давал ей пушки, ружья и порох для ведения ее многочисленных захватнических войн; золотую и серебряную монету и изделия: металлы, стекло, ткани, бумагу, сахар и проч. Появление в этих условиях в Москве Ченслера через Двинский путь, Спарка и Соутгэма через Кольско-Выгский путь были для того времени событиями большого значения, так как через их посредство восстанавливалась связь Москвы с внешним миром.
С средины XVI века Кольский полуостров втягивается в мировой торговый оборот, а Кола наряду с Холмогорами становится портом международного значения для Московского государства.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.