По доморощенной статистике и по личному опыту, женщины-дайверы интересуются рэками гораздо меньше, чем мужчины,предпочитая ржавым железкам ярких рыбок и роскошные кораллы. Особенно это касается свежих рэков и тех, чтосвязаны с гибелью людей. Объяснения, как правило, эмоционально-расплывчатые: неприятно, аура плохая,неинтересно – груда металлолома. Вплоть до того, что некоторые вместо «Салем-Экспресса» отправляются насоседний риф поздороваться с местными осьминожками. Думаю, причины тут совсем простые. Женщины, по природесвоей дающие жизнь, больше интересуются всем живым и благополучным. А мужчины – по природе добытчики, защитники,воины – любят железные игрушки, военную историю и впечатления, щекочущие нервы и выбрасывающие в кровь адреналин.Некоторые только для того, чтобы нырять на глубоко лежащие рэки, начинают заниматься техническим дайвингом.

Я примерно среднестатистическая дайверша. Рэки старые, хорошо обросшие яркими кораллами и заселенные всякой-разнойживностью – это интересно, красиво, навевает мысли о пиратских сокровищах, и ассоциируются они скорее не с историей,а с мифологией. Такие рэки я люблю. А вот железные останки с печальной биографией создают двойственной впечатление.С одной стороны, там живут те же самые рыбки, с другой – ходить на кладбище, чтобы любоваться бабочками и цветами,кажется чем-то несообразным.


Так обстояли мои отношения с рэками до недавнего времени, пока мне в руки не попал подводный фотоаппарат. Фотоаппарат,это такой прибор, который не только фотографии делает. После долгих мучений и набора опыта, вдруг обнаруживаешь, чтовзгляд через объектив стал острее, замечает гармонию, композицию и концептуальность там, где невооруженный глаз неприметит ничего особенного. А если посмотреть на работы настоящих мастеров подводной фотографии, самокритично понимаешь,что ты пока еще видишь немногим лучше крота… Это разные понятия «смотреть» и «видеть». Конечно и техника значениеимеет, но как известно «снимает не камера, а фотограф». Впрочем, оставим эти истины для фотораздела.

«Wrеck» в переводе с английского означает «остатки кораблекрушения». В переводе с «дайверского языка» это может бытьлюбой техногенный, как правило, крупный предмет на дне водоема, появившийся там в результате крушения, катастрофы илиспециально затопленный на радость любителям погружений. Не так давно на дне оказались отслужившие свое судна в США,Турции, на Мальте. В той же Турции найденное старинное судно было законсервировано и поставлено в музей, а на егоместо установили современную точную копию, выглядящую очень романтично.

Даже в Тверском карьере лежит парочка машин, постепенно обрастающих ракушками и оттого приобретающих все более старинныйи таинственный вид. И эти рэки тоже интересные. Сначала нужно до них добраться. Разрекламированный знакомыми «Мерседес»нашелся после того, как мы проплыли метров сто по поверхности, прошли в створ двух островков, еще немного проплыли инаконец наш гид показал рукой вниз. Здесь – всего на 5-метровой глубине – виден белый микроавтобус с уже припорошеннымиозерной зеленью дверьми и крышей. На стекле и капоте красуются надписи «Бирфуд», все двери нараспашку – будто приглашаютдайверов полюбоваться кожаными сиденьями и просторным салоном. Можно поиграть в водителя, если поместитесь на сидении,или забраться в салон, стараясь не намутить. Второй мини-рэк (старый «Москвич») уже сплошь зарос мелкими мидиями, которыестарательно фильтруют воду, так что внутри и вокруг машины вода особенно прозрачная. Впрочем дайверы регулярно сюданаведываются и мутят воду, видимо заботясь о пропитании ракушек.


Свой первый рэк я увидела еще при сдаче «открытой воды». На небольшой глубине в крымской бухте Ласпи лежит виновоз. Плывем,все смотрят рэк, и я смотрю: железный, ржавый, вот какой-то длинный вал, вот еще железки, а вот бывший трюм – небольшой, нос изрядной дыркой, так что зайти туда очень просто. Сбоку в трюме какие-то параллельные щели. Нам, свеженьким опятам, набрифинге разрешили туда зайти и повисеть, желательно не слишком размахивая ластами. Зашли, повисели, но все-таки немногонамутили… и вот на этой мути ярко заиграли параллельные полосы света, падающего через боковые щели. Красиво. Наверное,тогда впервые возникла мысль
о подводном фотоаппарате и о курсе плавучести.

В рекреационной (то есть любительской, а не технической) нырялке погружение на рэки проводится с определенными ограничениями.Во-первых, это рекреационная глубина – до 40 метров для дайверов соответствующей квалификации. Во-вторых, погружения должныбыть бездекомпрессионными, и в-третьих – преимущественно наружный осмотр, проникновение во внутренние помещения объектадопускаются на небольшое расстояние и так, чтобы был виден вход, да и помещения эти должны быть безопасными.

Если люди без специальной подготовки нарушают эти правила хотя бы «немножко», то могут быть неприятности, иногда и оченьпечальные. Недавно слушала рассказ человека, который зашел с двумя дайверами в трюм. Вход был рядом, но за выступом, такчто из трюма прямой видимости «на улицу» не было. Ребята быстро намутили, видимость упала и тут их охватила паника.Отталкивая друг друга, заметались, ринулись сначала к узкому проему, через который было не протиснуться, потом обратно…«Я так и вжался в стенку – снесут ведь все». В тот раз все обошлось, но знаю и более грустные истории.

Внутренности рэков могут быть заполнены илом, взлетающим от малейшего движения; там могут быть веревки, тросы и железки,за которые можно зацепиться и запутаться; могут встретиться острые предметы, о которые человек ударится сам или повредитснаряжение. Путь обратно может оказаться длиннее, чем туда – так что легко ошибиться с расчетом воздуха… В общем,грамотным проникновениям в рэк надо учиться. Есть специальные технические курсы для тех, кто хочет как следует изучитьвнутри и снаружи самые сложные и глубоководные рэки.


Помимо основных и очевидных правил, есть много других и неочевидных. Каждый рэк всегда меня чему-нибудь учил. Если говоритьв общем, то предусмотрительности (даже педантичности) и осторожности (даже трусливости). Не уверен – не лезь. На простой испокойной «Эль-Мине» – это основной полигон для сдающих АОВД в Хургаде – я провела пальцем по ржавому куску борта(романтично же тронуть камни старинных развалин, прикоснуться к Истории…) и потом несколько дней лечила порез.Вывод: ныряешь без перчаток – ничего не трогай, если же рэк на течении и ясно, что придетсяхвататься руками – бери перчатки.Кстати, тот же самый ржавый бок «Эль-Мины» оставил рыжее пятно на рукаве моего новенького костюмчика. Увы, отстирать неудалось – ржавчина въелась. После изучения еще нескольких рэков, пятна я считать перестала.

На еще более простом и неглубоком рэке «Пати» (Турция, Кемер) гид-инструктор, по его словам – кейвер, показывал нам аттракционсо снятием скубы и проникновением через небольшой люк в трюм. Виртуозно протиснувшись туда и обратно, он радостно предложилмне проделать то же самое. Ах, как хотелось выпендриться после успешно законченного курса плавучести и пилотажа! Однакоупражнение «снятие скубы» я проделывала ровно один раз в бассейне… застрять в люке, потерять загубник или маску было быочень глупо на мой взгляд. Так что я отрицательно покачала головой и зашла посмотреть тот же трюм со стороны большой пробоины.И, кстати, пребольно стукнулась головой о невидимую в темноте балку. Вывод: соразмеряйте свой опыт сусловиями. И берите на рэки фонари – темных углов даже в самом простом и безопасном помещении предостаточно.

Моя самая крупная ошибка была сделана при погружении на рэк «Аида» (острова Бразерс в Красном море). При входе в воду(одновременном кувырке дайверов с «зодиака») я получила баллоном по голове от замешкавшегося соседа. Пока отфыркивалась ищупала шишку, группа уже пошла вниз. Решив, что шишка несерьезная, показала оставшимся в лодке «о-кей», решительно дернулаклапан и кинулась догонять, ориентируясь на чужие ласты и переживая происшествие. Отвлекшись на свои переживания, потерялаконтроль над ситуацией, в результате погрузилась на глубину, превышающую допустимые пределы. Почему я считаю это большойошибкой? Потому, что это было не просто нарушение, а нарушение незапланированное и не подготовленное ни морально, нифункционально. Все погружения свыше рекреационных пределов требуют специальной подготовки и дублирования снаряжения.Случись что с оборудованием, с такой глубины просто так на ластах можно и не всплыть или всплыть, но с ущербом для здоровья(если нарушены бездекомпрессионные пределы). Вывод: всегда контролируйте ситуацию и не з

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.