Часть II

♦ Перейти к началу статьи«Приключения на севере или подледная экспедиция»
Отныряв неделю в соленой морской воде, мы уже стали подумывать о возвращении домой. Напоследок нам предложили оригинальныйспособ опреснения снаряжения – погружения в местные пресноводные карьеры. В Лоухском районе Беломорья в советские временана руднике имени Чкалова велись промышленные горные разработки. Сегодня заброшенные карьеры превратились в таинственныеобъекты, заполненные водой. Они окружены со всех сторон густым лесом и скрывают в своих глубинах входы в многочисленныестарые штольни. Интерес к истории, страсть к экстремальному дайвингу и жажда сокровищ привлекает сюда самых любознательныхдайверов.


Для кого-то погружения в штольни — стремление пощекотать нервы и ощутить себя настоящим героем; для других – прикосновениек тайне и естественный человеческий интерес к неведомому и непонятному, что скрывается под водой в темноте. В любом случае,такие погружения нравятся все большему количеству дайверов.

Десять минут до карьера от гостиницы на снегоходах и таскание баллонов по пояс в снегу. Нас засыпает снегопад, морозсковывает пальцы рук и не успевшие еще просохнуть регуляторы – приходится пройти через все это только ради возможностиопресниться подо льдом в старом заброшенном карьере с таинственными штольнями.

Еще совсем недавно здесь добывали красный гранат, розовый кварц и лунный камень – беломорит с синим огнем внутри. Слюдаиспользовалась в электротехнической и электронной промышленности, но с 1980-х всю электронику стали завозить изЮго-Восточной Азии, и все рудники были заброшены. Карьеры, штольни и шахты постепенно заполнились дождевыми и грунтовымиводами. Маркшрейдерская документация потерялась, и теперь уже никто не расскажет, куда ведут затопленные подземныелабиринты. Местные жители поговаривают, что здесь есть какие-то штольни, которые соединяют карьеры друг с другом.



Погружение в затопленные туннели горных выработок – особое занятие. Оно отличается от плавания в пещерах и от проникновенияв затонувшие корабли. Кроме легко взмучиваемого осадка дополнительную опасность представляют старые крепи, всевозможныйкрепеж кабелей в виде крюков и скоб, за которые так легко цепляются шланги аквалангов, а также заколы – плохо держащиесякуски породы в кровле штрека.

Подо льдом, покрытым толстым слоем снега, совсем темно, только свет, проходящий через широкое отверстие майны, освещаетнебольшой участок таинственного подводного мира старого карьера. Погружаясь в глубину, мы видим перед собой бездоннуючерноту, а за спиной – светло-зеленое пятно майны где-то далеко-далеко над головой. Максимальная глубина карьера, понепроверенным данным, в некоторых местах достигает сорока метров. У дна абсолютная темнота, солнечный свет не проникаетсюда. Мы плывем вдоль одной из вертикальных стен карьера. В лучах фонаря камни искрятся прожилками слюды. В карьереосталось много проходческого инвентаря и оборудования: лестницы, рельсы, останки скреперных лебедок. Вода чистая,видимость пять-семь метров. На глубине метров 10 открывается небольшой по размеру примерно 2,5 метра шириной и 2 метравысотой вход в тоннель.



Крепим ходовой конец, последний раз оглядываемся назад, набираемся смелости и аккуратно, чтобы не поднимать мути,отправляемся навстречу приключениям, которые не снились даже Индиане Джонсу. Первое впечатление – возникает ощущение,что прозрачность воды резко ухудшается. Черные стены безжалостно поглощают самый яркий свет фонарей, да и ил на днетоннеля легко взмучивается и поднимается, несмотря на все меры предосторожности. Только иногда в отраженном свете изчерноты вспыхивают кусочки слюды.

Двигаемся п

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.