В марте Красное море штормит. Дайв-группа «Мистраль» третий день не может выйти в море. Береговая полиция закрыла порт.За две недели до нашего приезда недалеко от Сафаги в результате шторма затонуло большое торговое судно. Мы, разумеется,не теряли времени даром. На автобусе съездили в Абу-Дабаб, где устроили отличную фотосессию с дюгонем. Там же наблюдалибольшое количество морских черепах и составили гайд-карту с точками, где их проще всего встретить, поснимали редких муренна стенке рифа. А в Марса-Самадай участники группы оттачивали навыки дайверов-спасателей в обстановке, приближенной кбоевой – сильное боковое течение, ограниченная видимость, шторм 2–3 балла.



На следующий день у нас запланирован Эльфинстоун – один из знаменитых дайв-сайтов Красного моря – но выход в морепо-прежнему запрещен. Адекватную замену такому погружению придумать трудно, и мы разговариваем об этом с нашим гидом,Хасаном. Красное море сорвало программу, придется говорить о возврате денег… Нет, не сорвало – изменило. Хасанприглашает нас в Абу-Гузун.

Около 10 лет назад торговое судно (по мнению египтян – русское) с грузом технического формовочного пластика, следуя на юг,было вынесено штормом на стенку берегового рифа, разломилось на две части и затонуло. Завтра впервые этот рэк осмотритгруппа из России. Это будем мы!

Рано утром на автобусе выдвигаемся на юг. Песчаные дюны обрываются у самого моря, дует сильный ветер, безлюдно.Внимательный осмотр береговой линии и моря показывает, что точка прибоя не одна. Штормовые волны мерно катятся, разбиваясьо риф-рок, но вот в том месте они не доходят до стенки, поднимая буруны метров на 20 раньше. Значит, рэк там. А вот игруз – поверхность пляжа усыпана белыми шариками диаметром около 5 миллиметров.


Сборка снаряжения, короткий брифинг. Первый дайв – осматриваем рифы. Второй – судно. Это отступление от классики рэк-дайва:первый дайв – внешнее обследование, второй – проникновение. Но сейчас шторм, и проникновение может быть опасно для жизни.Кроме того сайт практически не посещаем, и у нас есть возможность увидеть нетронутые коралловые рифы.

Погружение первое. Риф Абу-Гузун похож на ласточкин хвост. Слева, круто загибаясь на север, уходит сильно террасированнаякоралловая гряда. С эргами на глубине 6–9 метров, со вторым этажом, покрытым гигантским столовыми кораллами – акропорами.Размер колоний некоторых из них превышает 3 метра. Идем вдоль левой стенки. Справа проплывает стая кальмаров. Ониосторожничают, видно, что зрелище стаи крупных ластоногих, сопровождаемое столбами пузырей, для них непривычно. Закладываякрасивый вираж, стая кальмаров отдаляется и плывет параллельным курсом.

Дошли до террасы эргов. Скульптурный сад, который колонии кораллов создавали столетиями, проплывает вокруг нас. Скоро мывидим и садовников этого подводного сада. Разноцветные пары рыб-бабочек неторопливо проплывают между эргами, зависают надними, осторожно выщипывая коралловые полипы. 17 метров. Половина воздуха в баллонах. Разворот. Завершает скульптурную группуогромный твердый порит в виде башни. Серпулиды (черви-симбионты) украшают ее подобно праздничным флажкам. Идем обратновдоль стенки. В расщелинах прячется несколько гигантских рыб-шаров. Их по-собачьи умные красноватые глаза настороженноследят за нами. В течении лениво колышется огромный куст мягкой горгонарии. На точке сбора по песку ползет белый в розовуюточку голожаберник.

Остановка безопасности пройдена, выходим. Группа собирается на берегу, перекидываем снаряжение. Недалеко группа бедуинскихженщин, материализовавшаяся из пустыни, разложила свои сувениры. Подходим. Вещи действительно интересные. При торговлевозникает забавный эпизод: валютой, которую требуют бедуины в уплату за свои выточенные из кораллов, связанные шнуркамииз кожи верблюда или выстроганные из дерева амулеты, оказывается Italian euro – итальянское евро. Можно предположить, чтодо нас здесь побывали итальянцы. Или, что бедуины находятся достаточно далеко от европейских финансовых рынков, тем более,что за Italian euro легко сходит доллар.



На второе погружение группа отправляется под руководством инструктора и дайв-мастера, гид находится в середине, замыкаютгруппу дайверы-спасатели. В этот раз мы сворачиваем направо и идем вдоль коралловой гряды на юг. Буквально через 20–30метров появляются первые следы – дно усеяно обломками. Море продолжает пожирать сухогруз. Погрузившись к одному из обломков,мы оказываемся в облаке маленьких белых шариков. Течение поднимает их, и они крутящейся белой завесой уносятся в своепоследнее плавание к недалекому берегу.

Рэк открывается неожиданно. Из морской мглы проявляются очертания кормы с перилами и фермами, похожими на испанский галеон,через секунду уже можно различить днище, покрытое молодыми колониями акропор и поциллопор. Кормовая часть лежит на грунтес наклоном на правый борт 20–30 градусов, глубина около 15 метров. Надстройки сильно разрушены, на такелажных тросах,свободно свисающих с обломков мачт, растут коралловые колонии. Тросы раскачиваются, подобно щупальцам гигантского осьминога,вокруг снуют стаи мелких рифовых рыб. Тучи пластиковых шариков закручиваются в смерчи и водовороты. Рэк скрипит, из трюмовдоносятся жуткие стонущие звуки. Шлюпочная кран-балка упирается в коралловый риф мостом, создавая гротескную киберпанковскуюкартину. Периодически ее дополняют скаты, волнообразным полетом перепархивающие с одного фрагмента перекрученных ферм надругой.

Переходим к носовой части. Наш инструктор подплывает к разлому в корпусе, ведущему в капитанскую каюту. Через минуту онпоявляется с трофеем – сохранившейся электро-лампочкой. К сожалению, отсутствие на ней знаков производителя не позволилоопределить национальную принадлежность корабля.

Разворот, двигаемся к точке сбора. По пути проникаем в трюм. Но это нельзя назвать проникновением – трюм сильно разрушен.Он заполнен техническим пластиком в пакетах без маркировки. Вновь проходим между обломками мачт. Море раскачивает такелаж,облака шариков вырываются из судна, отсюда они кажутся серыми. Пароход как будто плывет в окружении грозовых туч. Проходимк корме, традиционное фото у винта, возвращаемся.


И вот мы на берегу. Короткая запись в логбуках: Abu-Ghusun, 12.03.2010. 13:11, depth 16 m. ABT: 52 min. Unknown wreck.

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.