Этот случай произошел со мной во время сафари на Дальнем Юге Красного моря. Погрузившись, наша группа довольно быстродошла до глубины 40 метров. Прозрачность воды была отличная, течений не было, красивый ландшафт стенки, усеяннойгоргонариями и синь глубины… Увлекшись подводной фотосъемкой, я дошел до глубины 43 метра и вдруг обнаружил, чтооторвался от группы. Оглядевшись по сторонам, поблизости никого не увидел. Но по пузырям определил, что группа ушлазначительно ниже (как потом выяснилось, до глубины 60 метров). Несколько секунд размышлял, стоит ли идти вслед загруппой. Поглядел на консоль с манометром и компьютером – нормально… И потом, не решившись идти глубже, принялрешение: доснять еще пару сюжетов с акулой на своей глубине. Все было хорошо: несколько раз мигнула вспышка,высвечивая яркими красками фрагмент стены… Красота!


В этот момент, сделав как обычно выдох в воду из регулятора, при попытке сделать вдох, я вдруг обнаружил, что воздухне поступает. Мгновенно попытался перейти на дыхание из резервного «октопуса», но тот тоже не работал. Короткий взглядна манометр показал, что давление в баллоне чуть меньше 100 бар. Значит – отказ редуктора. Времени на размышления совсемне оставалось, и со всей возможной скоростью я поспешил к поверхности.

Время тянулось мучительно долго! Энергично работая ластами, я поднимался все быстрее. В легких практически не оставалосьвоздуха. Казалось, что вот-вот я потеряю сознание… В последний момент вспомнил про расширяющийся воздух в легких, сумелсделать выдох в воду, и вылетел на поверхность… Ярко светило солнце, перед глазами все плыло, сердце колотилось под180 ударов в минуту. Но чувство радости жизни, счастье от мысли, что избежал смертельной опасности, переполняли меня…Надутый жилет поддерживал меня на поверхности, и я расслабленно ждал, пока подойдет «зодиак».

Я размышлял, от чего же мог отказать регулятор… Потом подумал о том, что, наверное, можно было попытаться сделатьдополнительный вздох из жилета компенсатора, который, начиная с 15 метров, сильно надулся и я стравливал воздух впустуючерез клапан. Подумал о кессонке, но взглянув на компьютер – понял, что обошлось… Хотя кислородом подышать на корабле,пожалуй, стоит…

Уже на корабле вместе с инструктором мы отсоединили регулятор от баллона, разобрали первую ступень и увидели, что внутривсе заполнено зеленоватым порошком – продуктами взаимодействия морской воды и внутренних поверхностей редуктора. Конечно,подумал я, регулятор не был на обслуживании более 3 лет, за которые я совершил более 200 погружений. Обсуждая этопроисшествие с инструктором и другими дайверами, я понял еще одну простую вещь: вряд ли на пользу первой ступени идеттакое распространенное действие, как обдувка стыковочного узла редуктора сжатым воздухом из баллона сразу после выходаиз воды. При этом отдельные капли морской воды, оставшиеся на стыковочном узле, неизбежно вдуваются в небольших количествахв приемный штуцер высокого давления редуктора. А после подсоединения к баллону, сжатый воздух вдавливает эти капелькив полость редуктора. Повторение таких действий из раза в раз неизбежно приводит к засолению внутренней полости редуктора.Потом возможно и заклинивание. А ведь такая обдувка первой ступени достаточно распространена, и ее делают с умным видоммногие дайверы.

После возвращения домой я отнес свой регулятор в сервис-центр. А для надежности приобрел резервный микро-акваланг«спэйр-эйр». Этот простой приборчик позволит в аналогичной ситуации за несколько минут без проблем выйти на поверхность.

Комментарий заслуженного тренера Российской Федерации Бориса Эйдиса.

Ну что же, хорошо то, что хорошо кончается… А могло быть и хуже!

Прежде всего, хотелось бы остановиться на «одиночном плавании». Сейчас на различных дайверских форумах и тусовкахвсерьез обсуждается вопрос о «преимуществах» соло-дайвинга. Отчасти этому способствует и ставшее уже расхожим мнение,что Красное море – это просто большой бассейн, только с рыбками. Уже не раз такие заблуждения стоили дайверам жизней.И данный пример еще раз доказывает, что ЧП может произойти совершенно неожиданно и, казалось бы, совершенно на пустомместе. Будь у нашего фотографа рядом напарник, данное происшествие, чуть не стоившее жизни, стало бы не более чем досаднымказусом, испортившим настроение.

Теперь подробно коснемся самого происшествия. Несомненно, свободное всплытие с глубин порядка 40 метров – задача не излегких! Тем не менее, если такое потребовалось, выполнять его стоит грамотно. Это даст возможность не только выжить,но и свести к минимуму риск возникновения баротравмы легких и кессонной болезни. В чем же были ошибки героя нашегорассказа?

Прежде всего, обратим внимание на то, как было описано, что «…со всей возможной скоростью я поспешил к поверхности.Энергично работая ластами, я поднимался все быстрее». Понятно подсознательное желание дайвера как можно скорее оказатьсяна поверхности. Однако, надо помнить, что энергичная работа ластами очень быстро «съедает» те скудные запасы кислорода,которые остались в организме. И распоряжаться ими следует грамотно, ибо можно просто не дотянуть до поверхности…

Вспомним, что плавая под водой, а тем более занимаясь подводной фотографией, дайвер львиную долю времени находитсяв нейтральной плавучести. И вполне достаточно сделать пару легких гребков ластами в сторону поверхности, чтобы воздухв жилете и порах гидрокостюма расширился настолько, чтобы как лифт, начал поднимать дайвера к поверхности. Причем,с падением гидростатического давления скорость всплытия будет возрастать! Поэтому с началом устойчивого подъема вверхтело дайвера должно расслабиться, чтобы максимально снизить потребление мышечными тканями кислорода. Все усилия мышцнужно сосредоточить исключительно в указательном пальце левой руки, который будет периодически нажимать на кнопку выпускавоздуха инфлятора компенсатора плавучести, с целью замедления скорости всплытия.

Во время подъема нужно делать медленный выдох и прислушиваться к своим ощущениям в легких: если легкие начинает немногораспирать, то интенсивность выдоха необходимо увеличить. При таком способе подъема у дайвера не только не возникаетужасного желания сделать вдох, но и максимально снижается риск возникновения ДКБ и баротравмы легких.

Отдельно хочу остановиться на одном важном моменте. Редко, но бывает, как и в описанном случае, что регуляторы выходятиз строя «на выдохе», то есть дайвер делает нормальный вдох, потом выдох, а следующего вдоха уже нет. И дайвер считает,что раз воздуха в легких якобы нет, то можно вылетать вверх без риска получить баротравму легких. Это заблуждениеосновано на незнании физиологии человека. Дело в том, что при даже самом глубоком выдохе в легких остается так называемыйостаточный воздух объемом около 1,0–2,0 литров. И этот остаточный воздух при подьеме будет обязательно расширяться и приопределенных условиях может занять весь обьем легких и более. Так что при первых признаках чувства распирания легкихнеобходимо соблюдать правило «Всплывай – выдыхай»!

Герой нашего рассказа все же добрался до поверхности. Но дальнейшие его действия также трудно назвать правильными.Поскольку глубина была приличной, а скорость всплытия значительно превышала допустимую, то риск возникновения ДКБ былдостаточно велик. Даже, несмотря на то, что человек погружался в бездекомпрессионном режиме, что и показал компьютер.После таких всплытий надо обязательно, в качестве временной меры, подышать кислородом и затем обратиться в бароцентр,т. к. симптомы ДКБ могут проявиться не сразу, но достаточно серьезно!

И в заключение поговорим о технических аспектах. Мода продувать соединительный узел редуктора взялась непонятно откудаи является полнейшей бессмыслицей! Поскольку этот узел под водой находится под давлением, то вода туда попастькатегорически не может. И что тогда там надо высушивать струей сжатого воздуха? Высушивать надо только защитный колпачокперед тем, как закрыть им соединительный узел.

В целом можно сказать, что подобные случаи происходят не от попадания соленой воды в редуктор, а от того, что фильтрредуктора может оказаться полностью забитым окислом алюминия или ржавчиной из баллона. Причем достаточно использоватьтакой грязный баллон всего один раз, чтобы произошло все то, что было описано выше. Хоть ваш регулятор будет триждыобслужен! Поэтому пользуйтесь услугами только надежных и сертифицированных дайв-центров, баллоны которых в Египтеежегодно проверяются специальной комиссией Министерства туризма.

И как говорил Жак-Ив Кусто: «Никогда не погружайтесь в одиночку!» Как видим, его слова, как и слова любого классика,не потеряли своей актуальности до наших дней.


Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.