Давно у меня было желание попасть на озеро Сиг, что в Тверской области, и увидеть своими глазами самолет «Дуглас DS-3», затонувший в нем во время Великой Отечественной войны.Ранее его принимали за наш ЛИ-2 – почти полную копию «американца» (отечественные авиазаводы наладили производство по заокеанским чертежам). И только после проникновения дайверовв затонувший самолет были обнаружены особенности конструкции и детали, говорящие о его настоящем происхождении. Не думаю, что я был бы сильно расстроен, окажись самолет советскогопроизводства. В любом случае, для меня это было новое место, увлекательная поездка с друзьями и реальный самолет, пролежавший более полувека в озерных глубинах и неплохо сохранившийсядо наших дней. Так что, как только я узнал о планах клуба «Акванавт» о предстоящей поездке, то тут же записался, благо специализации («сухой костюм» и «айс-дайвинг»), позволяющиепоучаствовать в экспедиции, были уже пройдены и освоены.


Наступило время выдвигаться. Трасса Москва – Санкт-Петербург довела до Торжка, где мы повернули на город Осташков и через 120 км были уже там, еще 30 км в сельскую глубинку – и мы наместе. Полноценный дом со всеми удобствами, нас встречают, и тут же – за стол.

Утром для обучающихся курсантов, коих в нашей компании было два человека, вкратце была повторена теория курса «Ice Diving». Снаряжение решили собрать в доме, чтобы избежатьнежелательных сюрпризов на льду, и уже в собранном виде перевезти до майны.


Оказалось, что мы ныряем в этот день не одни, а с коллегами из питерского дайв-клуба «Sub-marina». Ну, раз люди из такого города, то можно быть уверенным – это замечательные дайверы.Знакомимся с их веселой компанией и выдвигаемся на место погружения.

В первый день я опускался первым, впрочем, как и на следующий. Майна прорублена таким образом что, погружаясь, опускаешься точно на правое крыло самолета. Это оказалось оченьудобно, потому что требовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к темноте и сориентироваться. Погрузившись, сразу попадаешь в другой мир – мир темноты и таинственности. Когдаглаза адаптировались к густому сумраку, мы поняли, что попали в почти мистическую власть самолета, который своими размерами, историей и возрастом, всем своим таинственным видомпоказывал свое значимое место в истории озера Сиг.


Первым делом перед нами предстал правый двигатель самолета с погнутым, очевидно от удара о воду, винтом. Проходим дальше по крылу, и из темноты появляется здоровый корпус фюзеляжас разломом ближе к хвосту. Как же это впечатляет! На каждом рэке я ловлю себя на мысли, что могу просто замереть на месте и любоваться им. Так и тут. Я медленно обходил самолет сминимальной скоростью и заглядывал во все иллюминаторы. Вот появляется кабина, в ней даже целы передние стекла и боковые форточки. Почему-то это очень взволновало (самолет пролежална дне 68 лет и так сохранился!). Пока не сделал вокруг самолета пару кругов, так ни на чем и не сфокусировал больше внимание.

Вскоре, впрочем, осознал: так как самолет лежит без хвоста, то имеется вполне простой доступ в салон, и стоит воспользоваться этим. Осторожно пробираясь внутри фюзеляжа, дошел допрохода в пилотскую кабину. Здесь уже очень узко, дальше не протиснуться. Но я видел на крыше, над кабиной пилотов, люки – можно будет предпринять попытку проникновения через них.Помахав ручкой через иллюминаторы друзьям, решил посидеть на остатках скамеек и представил, как когда-то самолет летал. Если и есть некая связь времен, то именно через такиеисторические рэки она к нам и доходит. Незаметно проходит время, ловлю себя на мысли, что пора бы и освободить майну, чтобы и другие тоже могли полюбоваться раритетом. Перед выходомвсе-таки дошел до конца левого крыла и на нем увидел красный проблесковый фонарь. Попытался оттуда охватить взглядом весь самолет, но не увидел даже и майну.


Поднявшись наверх, заметил, что провел в воде 45 минут. Замечательный дайв, о котором всегда буду помнить! На этот день погружения закончили. Далее все происходило в обратном порядке:сбор оборудования – снегоход – к машине на берегу… А в доме нас ждал вкуснейший ужин и шашлыки, приготовленные Тимуром (часть нашей команды вернулась с озера чуть раньше). За столом,конечно же, продолжился обмен впечатлениями и строились планы на завтрашние дайвы. В процессе разговоров выяснилось, что отломившийся хвост самолета (попытка неудачного подъема вскорепосле аварии) лежит именно под правым крылом, вдоль которого я не ходил в этот день, а значит завтра у меня – новые цели погружения. Эмоции и усталость сморили всех. Не знаю, былли кто еще на ногах к 11 вечера, но я к тому моменту во сне уже совершил далеко не первый вираж на «Дугласе».


На следующий день сборы на месте прошли намного быстрее, и мы снова в воде. Сразу решил пройтись по правому крылу, чтобы увидеть пропущенное вчера. Задняя часть фюзеляжа с хвостовымоперением лежит прямо под крылом. После осмотра меня снова потянуло к кабине, к тому же хотелось попробовать проникнуть в кабину через верх. Осторожно подойдя к ней, стараясь ненамутить, вертикально начал опускаться в люк, но получилось только по пояс – дальше не проходили карманы, пристегнутые к крылу. Можно было конечно их отстегнуть и предпринять новуюпопытку, но как-то подумалось, что раз не пускает – значит, это место не мое, а летчиков, которые управляли самолетом. Затем – еще раз проникновение вовнутрь самолета через разломфюзеляжа и попытка фотографировать. Внутри самолета до сих пор лежат ленты с крупнокалиберными патронами, порванная перчатка, можно рассмотреть лавки… Самолет, однако, напомнил,что не стоит столь бесцеремонно заходить в него. Свет фонаря вдруг резко «подсел», аккумулятора фотоаппарата тоже хватило всего на несколько кадров… Надо выходить.

Переодевшись наверху и устроив у майны обязательную фотосессию, становимся на страховку, а в воду идет наша вторая группа. Вскоре начинаем укладывать оборудование. Погода в этот деньявно решила отыграться за солнечную субботу: вроде только что подставлял лицо весеннему солнцу, как вскоре увидел надвигавшуюся на нас сплошную стену снега. Впрочем, при посещениистоль уникальных мест редко обращаешь внимание на такую ерунду, поэтому метель пережили стоически. К обеду мы все уже были на берегу. Еще раз перекусить перед дорогой, пообщатьсяи – вперед, домой!


И, конечно же, давайте поздравим двух новых подледных маньяков: Тимура Исмаилова и Андрея Изотова. Они счастливчики – прошли практику в столь интересном месте!

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.