Показателями этого упадка могут служить как сокращение торговых оборотов, так и уменьшение числа посадских людей в Коле: в 1608 году их насчитывалось 150, а в конце XVII века всего 29 человек.
В начале XVIII века Петром I была ликвидирована систематическая политика Швеции оттеснить Россию от побережья Балтийского моря. Основанием Петербурга было вновь прорублено то окно в Европу, которое было утрачено еще при Иване IV. Перенесением столицы из Москвы в Петербург еще более подчеркивалось значение этого исторического факта. Петербург становится основным портом между-народного значения; внутренние торговые пути, направлявшиеся до этого на север к Архангельску, сворачивают на запад; новая столица стягивает к себе торговые и промышленные капиталы, требует массу людей.
Все это отрицательно сказывается на развитии хозяйственной жизни и заселении Европейского Севера и, в частности, Кольского полуострова. Архангельск переходит на положение второразрядного порта; Двинский путь утрачивает свое значение; Кольский полуостров понемногу превращается в глухую провинцию, промыслы его падают, а население имеет тенденцию перекочевывать в места более благоприятных жизненных условий. Такова общая картина, которую можно наблюдать: на протяжении XVIII и грех четвертей XIX века.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.