«А можно будет купить валенки в Иркутске, чтобы с собой не тащить? А то перевес»… – один из самых задаваемых вопросов. «Можно, конечно. Только зачем они вам?» – ответ поставилв тупик: мы готовились к худшему – все-таки Сибирь, суровый край… морозы… Даже ныряя в подмосковных водоемах, приходится по полдня находиться на льду, зачастую – ближе квесне – по щиколотку в воде. Валенки действительно не понадобились. Но все по порядку.

Лазать по подмосковным водоемам, где видимость максимум 5–8 м, а из достопримечательностей пара снулых раков и ржавый автомобиль, уже за зиму надоело. О красотах и чудесах Байкаламы слышали давно, но это все казалось каким-то далеким и недешевым. Но когда оказалось, что зимой на Байкале «не сезон», и билет в оба конца стоит дешевле, чем в Египет, четвероотважных дайверов из клуба «Морские ангелы» тут же собрали снаряжение и, подгадав длинные выходные, вылетели в Сибирь.


Иркутск в 5 утра встретил нас легким снежком и небольшим морозцем (-8°). Гостиница, на фасаде которой красовались три звезды, порадовала европейским комфортом. Отель был забитиностранцами. По речи можно было распознать французов, англичан, немцев… Именно они чуть было не нарушили наши планы. Отдохнув после дороги, ожидая трансфера в дайвцентр, мыснесли вещи в холл отеля и отправились завтракать. В этот момент человек 20 немцев под предводительством активного гида с выраженной бурятской внешностью загружались, чтобыотправиться на экскурсию на о. Ольхон (это выяснилось уже потом), что в 400 километрах от Иркутска. Когда приехал наш автобус, оказалось, что сумка со снаряжением одного издайверов исчезла. Мы были раздосадованы, но наш водитель умудрился узнать не только номер машины, но и номер телефона водителя, после чего последовала гонка по сибирскимзаснеженным дорогам…

Педантичные немцы, которые пусть ненароком, но присвоили чужое имущество, сидели где-то посреди сибирской тайги, закрыв все двери и окна автобуса. Сумку они выставили на дорогу.Убедившись, что хозяин – дайвер отнюдь не субтильного телосложения – опознал имущество, водитель тут же нажал на газ. Это было 23 февраля.

До Листвянки – поселка на берегу Байкала в месте, где из него вытекает Ангара, ехать на машине один час. Условия проживания здесь можно выбрать на любой вкус и цвет: от 300 руб.в сутки за деревенский домик до шикарных апартаментов. Мы доверились вкусу принимающей стороны и нисколько не пожалели. Номера обладали всем набором услуг 4-звездной гостиницы,которую к тому же открыли специально для нас. Народу на Байкале хватает, особенно иностранцев. Но и предложений по проживанию много. Сибиряки – люди предприимчивые, и если водворе остается место, то стараются поставить еще один домик для гостей или баню, которую можно сдавать туристам. Гостиница представляла собой двухэтажный сруб, выполненный вскандинавском стиле, который уютно расположился на склоне горы так, что одной стороной смотрел на распадок, покрытый соснами и кедром, а другой – на бесконечную снежную даль Байкала.



С погодой нам не очень повезло. По крайней мере, так нам сказали инструкторы дайв-центра «Три измерения» Андрей Бут и Андрей Бобков, заканчивая прорубать майну. Мы приехали в самыеморозы. На улице по ночам доходило до -40°, но днем на солнышке разогревало до -15°С. Лед в этом году встал раньше и был очень ровным. Никаких торосов – нагромождений льда впричудливой и непредсказуемой конфигурации, – чем и славится Байкал, в районе Листвянки не было. Толщина льда в феврале была больше метра. Тем не менее, организованы погружениябыли таким образом, что никакого дискомфорта не ощущалось. Первую майну прорубили рядом с дайв-центром.

В просторном и теплом помещении, которое расположено прямо на берегу Байкала, можно найти все, что необходимо для погружений. Даже трехболтовый шлем с компрессором. Оборудование идайверы собирались в тепле, и через минуту – ты уже в майне. Хуже всего было обеспечивающим. Когда дует ветер и метет поземка, стоять у майны и ждать, пока азартные дайверынаплаваются, держа в руке веревку, которая при вынимании ее из воды тут же превращается в дубину, – удовольствие сомнительное.


< center>


Компьютеры показывали температуру воды около 0оС – идеальные условия для проверки регуляторов и оборудования. Отечественный регулятор ВР171С, произведенный на заводе «Респиратор»мы уже испытывали в подмосковных водоемах вплоть до температуры -20°C на поверхности. Правда, температура воды при этом составляла +2°С. Здесь же условия были более суровые.Регулятор этот мембранный, сбалансированный, обладает некоторой особенностью. Для предотвращения замерзания внутренние полости регулятора постоянно вентилируются потоком воздухаиз баллона, т. е. регулятор постоянно травит. Это может смущать начинающих дайверов или тех, кого заботит расход воздуха, но такова «цена» незамерзаемости.

Нужно отметить, что отечественный регулятор ни разу не подвел. Корка льда, покрывавшая регулятор и производившая впечатление монолита, не заставила его замерзнуть и нарушить подачувоздуха. Первый дайв был омрачен протекшим костюмом из-за открутившегося клапана, но подводная красота Байкала заставила отжать поддеву и опять залезть под лед. Самым любопытным вэтом месте были гаммарусы – небольшие рачки-бокоплавы. Гаммарусы очищают Байкал от останков умерших организмов. Эти желто-оранжевые существа размером в 5 сантиметров совершенно небоялись камеры и сами лезли в кадр. Из-за крупноплановой съемки они были похожи на монстров из фильма «Чужой».

Покинув майну, через минуту уже оказываешься в тепле, где можно отогреться у тепловой пушки, выпить горячего чая и послушать сибирские байки про Байкал и дайвинг; про страшныестановые трещины, куда можно запросто влететь на автомобиле; про загадочные подводные скалы, плавая вокруг которых, можно потерять ориентиры; и про уток, которые засыпают, сидяна льду, вмерзают в него, а спасатели с ломами ходят и их выдалбливают…




В следующие дни мороз не спадал. В районе Листвянки Ангара вытекает из Байкала. В этом месте вода не замерзает круглый год. Можно нырять, как с «нашего» берега (сайт называется«Рогатка»), так и с противоположного, где находится порт Байкал. Добираются до порта по льду на машине. Здесь практически не бывает становых трещин, но все равно в качествепредосторожности во время переезда двери в машине оставляют разблокированными. Несмотря на то, что лед достаточно гладкий, ветром на нем наметает барханчики из снега, которыеприходится пролетать на полной скорости. После 20-минутных «скачек» по льду мы въехали в порт. Он казался абсолютно безжизненным, и тишину нарушало только потрескивание льдин,откалывающихся от Байкала и уплывающих в Ангару. Периодически им в этом помогает небольшой ледокол, и если лед начинает намерзать в районе причала, ледокол очищает прилегающуюводу ото льда.

Погружения в этом месте проводятся с берега. Костюмы мы надевали прямо в дайв-центре, акваланги собирали там же. Оставалось только выйти из теплой машины и, нацепив на себя скубу,зайти с берега в воду. Вода в этом месте была чистой, но при приближении к замерзшей части на поверхности образовывалась шуга – множество мелких льдин, которые, при необходимостивсплыть, можно было легко раздвинуть руками или расколоть, что нам и продемонстрировал гид, подобрав со дна какую-то палку. Так как глубины в этом месте небольшие (порядка 15 м),а видимость не меньше 30 м, то страховочный трос не используют, а просто идут за гидом вдоль кромки льда. Поскольку это порт, под водой можно найти все что угодно, начиная откалькулятора до огромного трансформатора. Что, впрочем, не создает впечатление помойки, потому что тут же покрывается слоем ярко-зеленой байкальской губки. Именно благодаря губкеБайкал сохраняет свою прозрачность и чистоту. Андрей хотел довести нас до свала на глубину, но все так увлеклись фото- и видеосъемкой, что никуда не спешили…




Все-таки сибиряки – крепкие люди! Проведя в ледяной воде 50 минут, мягко говоря, хочется согреться. В качестве «согревания» мы использовали паровоз. Самый настоящий паровоз,к

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.