п. Они не хотели замечать, что, в то время как русские промыслы на Мурманском побережье падали, норвежские из года в год росли; что с каждым десятилетием ввоз из Норвегии рыбы в Архангельский порт увеличивался и достиг к концу XIX века весьма внушительной цифры в 800000 пудов (против 145 тысяч пудов в 1835 году); что лов этот производился сплошь и рядом в территориальных водах России Больше того, царские бюрократы высказывали даже радость, что, есть еще люди, которые охотно селятся на наш Север — это шведы и норвежцы.
В этих условиях старых царских времен нечего было и думать об освоении Севера, его природных богатств.
В 1870 году возрождается идея использования незамерзающего Мурманского побережья для устройства здесь открытого морского порта который не испытывал бы во внешних операциях тех затруднений, которые неизбежны для портов Балтийского и Черного морей с их проливами. Этот проект скитался по министерствам до 1877 года, когда к был окончательно похоронен.
С 1894 года в Комиссии при Министерстве путей сообщения ставится вопрос о проведении на Мурман железной дороги. Этот проект не встретил сочувствия военного и морского министерств, которые не усмотрели в новой дороге стратегического значения.
Позднее вопрос о постройке железной дороги ставится вновь, однако русско-японская война помешала ее строительству.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.