Еще до падения Новгорода начался переход (посредством вкладов, дарения, продажи) рыбных ловель, пожен и полешого леса между Умбой и Варзугой от бояр к Соловецкому монастырю, возник-шему в 1430 году. С 30-х годов XVI века на побережьях Кольского полуострова возникают местные скиты, быстро преобразующиеся в монастыри, устремляются сюда же монастыри Подвинья и Поморья и даже самого Низа; вместе с ними сюда же поспешают и архиепископ Холмогорский и Важский и даже сам Патриарший двор. Таким образом возникает монастырь в Кандалакше, быстро захвативший в свои руки рыбные ловли, соляные варницы и другие угодья по берегам Кандалакшской губы. На противоположном берегу недалеко от устья реки Печенги возникает Трифонов-Печенгский монастырь, распространяющий свои владения по Мурманскому побережью от Вайда-губы до Варангер — фиорда, а также по рекам Коле, Туломе и Печенге. Восточнее на Мурманском берегу захватывает себе угодья Соловецкий монастырь. Сюда же устремляется Антониев-Сийский монастырь, распространивший свои владения по восточной оконечности Мурманского побережья, а также по рекам Иоканьге и Поною. Еще дальше на Пулангском берегу вплоть до Варзуги устраивается Троице-Сергиевский монастырь. Позже Понойский и Семиостровский погосты переходят к Крестному (в устьев Онеги) и Воскресенскому (на Истре, возле Москвы) монастырям. Между их владениями вклиниваются владения новых монастырей — Кирилло-Белозерского, Никольского, Новоспасского; монастырские владения в свою очередь теснят архиепископ Холмогорский и Важский и
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.