В августе 2006 года в акватории Керченского пролива проводилась очередная, XVII подводно-археологическая экспедиция «Тамань-2006», организованная тольяттинским Клубомподводной деятельности «НЕПТУН-ПРО». Всего в экспедиции приняло участие 53 человека из Тольятти, Саратова, Москвы, Воронежа и Самары. Работы велись под патронажемКраснодарского историко-археологического музея и его представителя – старшего научного сотрудника Александра Кондрашева.


Поиск проводили совместно с воронежской группой с предприятия подводно-технических работ «Пётр» под руководством Виталия Латарцева. Они занимаются работами, связаннымис геофизическим исследованием профиля дна с помощью гидролокатора бокового обзора, но попутно помогают местным археологам и нам (подводным исследователям) своимвысококлассным оборудованием. В тот раз мы целенаправленно сканировали дно на траверзе мыса Тузла. Ранее в этом районе нами уже были обнаружены торпедный катер типа Г-5,мотобот проекта ДБ-165, катер-тральщик типа «Р», а также поднято орудие ЗИС-3.


Катер с сонаром проходил по намеченному маршруту, одновременно проводя сканирование дна. Ширина захвата была по 50 метров по сторонам от катера. «Мертвая» зона подгидролокатором варьировалась, в зависимости от глубины, от 5 до 10 метров. При обнаружении объекта фиксировались координаты, ставился буй. Затем за катером соборудованием шла лодка с осмотровой командой. Именно она и проводила первичный осмотр объекта, фиксировала его размеры, проводила поверхностный осмотр по поводунахождения взрывоопасных предметов, опасных конструкций для проведения водолазных работ. Затем все материалы обследования обрабатывались на берегу, в штабе.



Так произошло и в этот раз, 7 августа. Первоначально предполагалось, что объект – это немецкая быстроходная десантная баржа (БДБ). Были найдены два орудия с оченьбольшим диаметром ствола (около 40 см). Но, по моим данным, в этом районе БДБ не тонули. А диаметр ствола – это еще не его калибр. Нос объекта, судя по сонарномуизображению, был сильно разрушен, и нельзя было по обводам воссоздать очертания корабля. Но когда мне начали описывать корму, а точнее, Т-образную невысокую надстройкус характерной скобой-ступенькой, я пришел в неописуемый восторг. Это должен быть бронекатер проекта 1124!

Дело в том, что наша команда уже несколько лет занималась обследованием объекта, затопленного в районе рифа Панагия. Там, на дне, вверх килем лежит объект,предположительно бронекатер. В нем были найдены кассеты со снарядами калибра 76,2 мм, но ни башен (от танка Т-34–76), ни другого вооружения найдено не было.Мы предполагали, что на катере могли стоять пушки Лендера (они были установлены на 15 катерах проекта 1124), но их не нашли. По архивным данным, в проливе затонулотри бронекатера на украинской стороне и один «разбит авиацией противника в Тамани», но до сих пор ни один из них найден не был. Предполагалось, что на Панагии лежит именно он…



Представьте чувства искателя, когда все данные, сведенные воедино, открыли картину произошедшего. Не терпелось быстрее произвести осмотр объекта. Был проведен брифингс командой исследователей, каждой группе отведен свой участок работ и зона ответственности. Волнение в тот день было 3–4 балла, расстояние до объекта около 3 км от берега.Глубина 7–9 метров. Видимость 7–8 метров, что для пролива очень даже хорошо. Погрузились с лодок на объект и сразу же наткнулись на орудие. Так и есть! Это знаменитое орудиевремен Первой мировой войны, пушка Лендера (простая русская фамилия простого русского инженера с Путиловского завода в Питере). Ее чертежи мы изучали последние лет пять, иошибки быть не могло!

Корма хорошо сохранилась, крышки люков взрывной волной сорваны со своих мест, леерного ограждения нет. В районе кормового орудия зияет большой разлом. Барбет с орудием вывороченсо своего места и завален на правую сторону. В корме найдены два автомата ППШ: один с барабанным, другой с рожковым магазином. Рубка разрушена и лежит по левой стороне борта.Пулемет «Кольт» в рубочной башне не найден. В районе машинного отделения виден двигатель. Далее, по ходу в направлении носа корабля, большие разрушения, самого носа нет. В 10метрах от катера впереди слева лежит носовое орудие. Барбет также вырван. Еще одна находка обнаружена за кормой катера – это колеса от артиллерийской системы, но самого стволане видно. Или он замыт, или его там не было, а колесная ось может быть и передком от орудия. А может, это и миномет. Мнения участников экспедиции разделились. Что это такое –предстоит узнать в наших следующих экспедициях.



Дальнейший осмотр показал, что это действительно бронекатер проекта 1124. По характеру разрушений можно сделать заключение, что катер атакован с воздуха. Сводка о гибелибронекатера от немецких авиабомб подтвердилась, но вот с местом гибели явно произошла ошибка километров на 15–20.

Итак, наша находка – бронекатер проекта 1124, бортовой номер на момент гибели БКА-73 (построечный № 31, с 18.08.1942 г. № 32, с 18.09.1942 г. № 111, с 16.11.1942 г. №73).Заложен в 1941 г., спущен летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 7 января 1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 30апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 2 октября 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участвовал вКерченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943 г.). Погиб 2 ноября 1943 г. от прямых попаданий авиабомб. Вооружение: 2 х 76,2 мм пушки Лендера,1 х 12,7 мм пулемет.

О результатах нашей работы мы тут же проинформировали главу администрации Тамани, большого патриота Геннадия Майкова. Уже вместе мы запланировали на празднование 62-йгодовщины Победы найти и пригласить родственников, погибших на этом корабле. Рассматривался и вариант создания в Тамани Музея моря, где будут представлены в экспозицияхи наши находки: орудия ЗИС-3, М-42 (сорокапятка), швейцарский зенитный автомат «Эрликон» и множество других скорбных предметов, поднятых Клубом со дна Керченского пролива.Такая же судьба, скорее всего, ждет и одну из пушек Лендера с БКА-73.

Вот так ответ на один вопрос порождает массу других: что же за корабль лежит на Панагии и почему у него боеприпасы в стеллажах, но нет орудий? Корабль явно советский, нов сводках погибших в этом месте плавсредств кораблей с 76-мм орудиями не было.

Для нас, исследователей морских пучин, это новые приключения и новые открытия, а значит, новые экспедиции и новые радости от того, что по крупицам открываются новыестраницы нашей истории.

Историческая справка
Водоизмещение: стандартное – 44 т, полное – 52,2 т
Длина: 25,3 м
Ширина: 4,06 м
Осадка: 0,76–0,9 м
Мощность двигателей: 1700 л. с.
Скорость: максимальная – 19,4 узла, экономическая – 11,1 узла
Вооружение: 76-мм орудие в башне танка Т-34, два 12,7-мм пулемета «Кольт» или ДШК, два 7,62-мм пулемета (в нашем случае модификациякатера с двумя 76,2-мм пушками Лендера, одним 12,7-мм пулеметом «Кольт»)
Бронирование цитадели и рубки: 5–8 мм
Экипаж: 17 чел.


Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.