АНАПА /Краснодарский край/, 2 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Евгений Штиль/.
Третья международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», стартовавшая 30 апреля, обнаружилана дне Черного моря самолет Ил-2.
КРАСНОДАР, 7 мая, РИА «Новости».
В Черном море у побережья Краснодарского края завершилась третья международная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы»,в ходе которой дайверы обнаружили самолет Ил-2 времен Великой Отечественной войны, сообщил РИА «Новости» в понедельникруководитель экспедиции Константин Богданов.Вначале мая 2007 г. ведущие информационные агентства страны сообщили об интереснейшей находке, которую сделали в Черном мореаквалангисты Разведывательно-водолазного клуба Краснодарской молодежной организации «Кубанский подводный проект» и Российскойподводной федерации в ходе третьей ежегодной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».


Экспедиция, в которой приняли участие 15 дайверов из России и Украины, проводилась с 1 по 7 мая 2007 года по маршрутуТамань–Анапа–Новороссийск с целью исследования мест сражений. Эта морская дорога в годы Великой Отечественной стала ареной миннойвойны. Караваны судов, идущие в сражающиеся Севастополь и Керчь, подвергались атакам с воздуха, попадали на минные поля и гибли,не дойдя до порта назначения.

В этом году мы решили изменить формат нашей экспедиции и сосредоточить все усилия на территории черноморского побережьяКраснодарского края, не затрагивая, как в прошлые годы, территории Украины. Подготовка экспедиции заняла около полугода. Это и фрахткорабля, и проработка маршрута, и получение различных согласований. Реализация большей части наших планов стала возможна благодаряподдержке председателя Комитета по делам ветеранов Госдумы Николая Ковалева, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева,начальника порта Новороссийска Владимира Ерыгина, командования Черноморского флота и администрации Новороссийска.


Экспедиция проходила в два этапа. Сначала мы обследовали район от мыса Железный до Большого Утриша, где искали возможные места гибелисоветских кораблей. Ориентиром для поиска стали точки, полученные в результате огромной работы, проделанной руководителями краснодарскойорганизации «Кубанский подводный проект» Сумбатом Александровым и Александром Литтигом. Они – директора краснодарских дайв-центров«Ямайка» и «Эксплорер». Ребята провели большую подготовительную работу, упорно опрашивали капитанов и штурманов, выясняя координаты,где рыболовецкие сети и тралы цеплялись за препятствия на дне. В результате они создали собственный каталог точек зацепа. В указанномрайоне поиска дно ровное и чистое, поэтому Сумбат и Саша предположили, что в местах зацепов могут находиться погибшие корабли. Нашаэкспедиция за неделю побывала на 10 таких точках. Две из них дали неожиданный результат.


Наша команда базировалась в красивейшем месте – анапском заповеднике Большой Утриш. Судно «Агат», на котором мы ночью вышли в море,обладая прекрасной мореходностью, весьма ощутимо реагировало на любые колебания водной глади. Пятичасовой переход по штормовому морюмногим запомнился надолго…

Утром, когда мы пришли на точку в 15 километрах от берега и эхолот явно прописал большое пятиметровое возвышение над грунтом, погодадала нам возможность одеться и накинуть спарки. И вот глубина…


О чем думают люди, каждый раз уходя в глубину на неизвестный объект? В сердце каждого жила слабая надежда, что именно сейчас намоткроется легендарный эсминец «Смышленый», погибший в этом районе в годы войны. Корабль возвращался из осажденной Керчи и подорвалсяна мине. Двое суток экипаж боролся за живучесть, но корабль опрокинулся и затонул. Спаслись всего два человека. Существовала вероятностьувидеть на дне судно дореволюционной постройки «Кола», также погибшее где-то в этом районе… Найденное нами 80-метровое судно лежит наглубине 26 метров. Корма – на левом борту, а носовая часть – вверх килем. Грузовой трюм (а это именно грузовое судно, видимо,мобилизованное для военных целей) сложился, как карточный домик. Вооружения на рэке нет, стоят лебедки, грузовые стрелы. Скорее всего,это сухогруз, погибший, судя по характеру разрушений, либо в результате торпедной атаки, либо в результате взрыва мины. Мы не нашли ниединой детали, которая позволила бы установить название корабля. Однако можно с уверенностью сказать, что это не «Кола» – погибшийкорабль более поздней предвоенной постройки.


Следующий день полностью разрушил надежду на работу в удаленных от берега районах. Волнение моря в 2–3 балла позволяло работать лишьна небольшом удалении. Точка за точкой, час за часом. Одна, вторая, третья… Вдруг на экране прибора появляется небольшое возвышение.Метр, не больше. Несмотря на погодные условия, мы с Сумбатом решили все-таки осмотреть дно в этом месте и провести круговой поиск покатушке. Опустившись на дно, мы не поверили своим глазам, когда из темноты вдруг появился силуэт угловатой кабины самолета, плавныеобводы фюзеляжа, винт, крылья. «Ил-2» – пишет Сумбат Александров на моем слейте, и мы идем на всплытие.


Следующие дни работы на самолете показали, что наш Ил-2 – это двухместный штурмовик, который лежит на дне моря в хорошем, практическимузейном состоянии. Видны крылья с пулеметами, еще сохранившаяся заводская покраска, сохранились элементы управления и хвостовыегоризонтальные рули. Даже пулемет стрелка – лакомая добыча любого «любителя раритетов», а проще говоря, мародера, – на своем штатномместе. Значит, мы на этом объекте первые. Значит, наша первейшая задача – провести фото и видеосъемку, зафиксировать все на пленку.Мало ли кто после нас сюда еще попадет и с какими целями… В следующие дни нами была проведена размывка грунта в районе кабин пилотаи стрелка. И еще одна удача. Мы не обнаружили останков экипажа и личных вещей летчиков. Надеемся, что после посадки на воду имудалось спастись.


Завершалась наша экспедиция мемориальной вахтой в Новороссийске. По уже сложившейся в течение трех лет традиции участники «Поклонакораблям Великой Победы» встретились с ветеранами войны, участниками боев за Новороссийск, Туапсе, Керчь, и представителямиНовороссийской базы Черноморского флота. Президент Российской подводной федерации А. Аржанова отметила, что такие встречи важны нетолько для ветеранов, но и для всех нас, поскольку дают возможность пообщаться с участниками сражений и получить от них оценку того,что сегодня делаем мы, наше поколение, наша экспедиция.


Программа, проведенная с помощью ребят из дайв-клуба «Адмирал Нельсон» и при содействии руководства порта в Цемесской бухте, включалапогружения на советский корабль «Морской охотник» и транспортное судно «Червонный казак». На обоих кораблях мы установили таблички снадписью «Морякам-черноморцам. Помним. Гордимся. Скорбим». Это то немногое, что мы сегодня можем сделать для героических экипажей,которые навсегда остались на дне моря со своими кораблями.


С историческим материалом Вы можете ознакомиться в статьеБитва над Эльтигеном (Исторические факты)

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.