Редакция «Предельной глубины» постоянно ездит в экспедиции по подводным просторам России. А с начала выхода нателевизионном канале 7ТВ нашей ежедневной передачи таких поездок прибавилось, что связано с организацией оригинальныхподводных видеосъемок. Мы постоянно ищем под водой объекты и сюжеты, которые могут дать жизнь новой телепередаче.Зимний сезон 2008 года подарил нам погибший в 1941 году советский транспортный самолет марки «Дуглас», который до сихпор скрывают под собой воды озера Сиг на Селигере.


Владислав Поздняков,
руководитель филиала Тверского дайвинг клуба, г. Осташков
То, что в водах озера Сиг лежит погибший военный самолет, знали все жители здешних деревень. В конце 1980-х годовспортивный самолет авиашколы случайно обнаружил «Дуглас», увидев его очертания в воде. Позднее начались поиски с берега.В настоящий момент место гибели «Дугласа» является объектом паломничества дайверов со всей России.

Зимой 1942 года «Дуглас» пытались поднять, чтобы снять двигатели. Самолет благополучно достали и водрузили на лед, но снятьуспели только один левый мотор. Под тяжестью машины лед проломился, «Дуглас» снова ушел на дно, и при ударе разломилсяна две части. Долгое время в салоне самолета лежали ящики, а что в них находилось, можно было только догадываться. Но во времянедавних погружений один из ящиков удалось достать. Оказалось, что в нем боеприпасы, которые так и не были доставленыв Андреаполь в далеком 1941 году.




Затонувший «Дуглас» – загадочное место. Здесь всегда что-то происходит с теми, кто приезжает на место падения самолета. И всеэто какие-то неприятности: гибнут люди, при погружении отказывает качественное оборудование. Либо что-то происходит на обратнойдороге, дайверы на автомобилях улетают в кювет, всей командой заболевают воспалением легких… Мистические события всегдасвязаны с теми объектами, на которых погибли люди. Видимо, они не хотят раскрывать свою тайну…

Наталья Рышкова,
инструктор PADI, директор клуба «Морские Ангелы»
Наш клуб выезжает не только в зарубежные дайв-туры. Мы все время стараемся найти интересные места для дайвинга и в России. Такимоткрытием стал в прошлом году, например, карьер на территории Московского зоопитомника, озеро Белое на острове Хачин на Селигере,где мы нашли глубину 30 метров. У нас даже есть озеро, которое, за отсутствием у него названия, мы назвали «Озеро Ангелов». В немочень прозрачная голубая вода с видимостью 10–15 метров, что для Подмосковья редкость.



Идея погрузиться на погибший в годы войны самолет возникла, как только мы о нем узнали, но летняя вылазка не дала интересныхрезультатов. Зимой видимость лучше, и мы решили повторить попытку. Многие ради этого даже специально прошли курс подледногодайвинга. В этой экспедиции, которая началась 23 февраля, в День защитника Отечества, участвовали 17 дайверов, под лед на самолетпогружались 7 человек.

Константин Засимов,
инструктор клуба «Морские Ангелы»
Впервые «Морские Ангелы» пытались погрузиться на затонувший самолет летом. Тогда нам пришлось добираться до него на лодке и искатьпо GPS-навигатору. Летом видимость составляла около 50 сантиметров. И максимум, что мы смогли сделать – это только ощупать корпусруками. Толком ничего не увидели, внутрь, естественно, не полезли. Те, кто нырял здесь зимой, утверждали, что подо льдомпрозрачность воды гораздо выше, и самолет виден практически целиком. А местные жители говорили, что при ясном солнечном днесамолет можно увидеть даже через лед.


Общими усилиями при помощи бензопилы и пешни мы довольно быстро сделали майну и водрузили над ней флаг нашего клуба и флаг«Предельной глубины». Чтобы не тратить время на поиски, мы решили закрепить на фезюляже ходовой конец. Я соскользнул в майну,взял трос, фонарь и начал аккуратно спускаться под лед, пытаясь разглядеть самолет. Очень не хотелось потерять ориентацию,задеть илистое дно и взмутить воду. Видимость оказалась действительно гораздо лучше, чем летом. Погрузившись буквально наглубину одного метра, я увидел плоскость крыла. Спустившись на него, я привязал ходовик за кусок оторванной обшивки на глубине6 метров. Трос уходил вверх, где была отчетливо видна майна, что в подобных водоемах бывает крайне редко.

Поднялся наверх, чтобы взять видеокамеру. Мы договорились, что видеооператоры идут самыми первыми ловить чистую воду, которуюеще не успели замутить другие дайверы. Как назло, у выносного монитора отпаялся контакт, и пришлось снимать через видоискатель,в который при недостатке освещения и ограниченной видимости было мало что видно. По правилам подледных спусков принятопериодически подавать сигналы с поверхности, чтобы проверить состояние дайвера. Для видеооператора, который в этот моментзанят съемкой, это очень неудобно. Поэтому, вооружившись двумя независимыми регуляторами, и будучи в паре с опытным напарником,я попросил страхующего не дергать меня, пообещав, что сам буду периодически подавать сигналы.


Вдвоем с Игорем Зайцевым мы опустились на крыло. Теперь при свете мощного фонаря видеокамеры, которым я осветил Игоря, оценилреальную видимость – не более двух с половиной метров. Огромное количество мелкой взвеси плавало в луче света, мешая камересфокусироваться. Но все равно прозрачность воды не сравнима с летней! Алюминий не ржавеет, поэтому самолет выглядел так, какбудто упал совсем недавно. Я поплыл вдоль правого крыла и наткнулся на кожух двигателя. На самом двигателе отсутствовала частьобшивки, и были видны трубки и пучки проводов.

Отсняв верхнюю лопасть сильно погнутого винта, я попытался найти другую – нижнююлопасть, но она практически полностью утопала в иле. Показав Игорю, чтобы он подплыл сзади к винту и попозировал будто бы изучаяего, я попытался снять этот сюжет, но матрица видеокамеры не столь чувствительна как человеческий глаз. Поэтому оптика нефокусировалась на большую дистанцию и можно было захватить только дайвера с какой-то железкой, либо лопасть винта на фоне фонаря.Отсняв за несколько минут сюжет с двигателем мы двинулись дальше.


Дальше плоскость крыла привела нас к фюзеляжу. Через отверстия иллюминаторов были видны сидения, остатки переборок и паракаких-то ящиков. Кабина пилота осталась практически нетронутой. Через верхний люк некрупному и опытному дайверу можно былодаже забраться в нее и посидеть в кресле, но напарник мой был не субтильного телосложения, а у меня видеокамера затруднялаэту затею. Да и страховочный конец мог запутаться так, что пришлось бы его резать ножом. Поэтому мы ограничились съемкойдайвера, рассматривающего кабину через верхний люк. Удалось, кстати, заснять небольшую рыбку, которая проплыла мимосохранившегося лобового стекла.

Больше никакой живности я не увидел. И в этот момент мое операторское невезение продолжилось – видеокамера перестала работать.Кажется, закончилась кассета! Вернувшись на поверхность и проверив камеру, выяснил, что кассета почему-то действительнозакончилась раньше расчетного времени. Новая кассета вставлена, новый напарник-фотомодель готова к погружению, опять идем вниз.




Повторяем с Валерой тот же маршрут, я делаю дубли сюжета с двигателем, плыву вдоль фезюляжа к кабине, в видоискателе проплываютквадратные иллюминаторы. Вот стекла кабины – только в этот раз рыбки нет. Обогнув самолет, я показал Валере, чтобы он поплавалс фонарем вдоль иллюминаторов и посветил в салон тогда, когда я зайду внутрь фюзеляжа и попробую отснять его изнутри. Однако мойсигнальный конец стал цепляться за рваные края разлома и не пустил меня дальше трех метров. Внутри видимость была хуже, инакамерный свет выхватывал только ближние сидения и куски каких-то полок. До замеченных в иллюминаторы ящиков добраться так и неудалось. Валера с фонарем снаружи не проплывал. Оказалось, что у него замерзла кнопка поддува на инфляторе, и он был вынужден всплыть.

Чтобы еще больше не намутить и не запутаться в страховочном тросе, выходить наружу пришлось ластами вперед. От фюзеляжа майнабыла уже не видна. Я три раза дернул трос и стал подниматься к «лужам» отработанного воздуха, которые, как ртуть перекатывалисьподо льдом, то разделяясь, то сливаясь друг с другом. Естественно нужно было отснять и этот коронный сюжет подледного дайвинга.Вынырнув через пару минут, я увидел, что инфлятор на жилете Валеры ребята все еще отогревают горячей водой из чайника. Ну, этоуже издержки подледной нырялки. А самое главное то, что в результате двух подледно-подводных видеосессий удалось отснять около20 минут исходного материала, который войдет в телепередачи о самолетах, лежащих на дне рек, озер и морей.



Андрей Чаплин,
AOWD PADI, клуб «Морские Ангелы»
Это было мое третье подледное погружение в жизни. Когда наш клуб решил ехать на Сиг, я сразу же прошел специальный курсайс-дайвинга – так хотелось собственными глазами увидеть этот самолет. И вот я подо льдом озера. Когда под водой видишь эту махину,беспомощно раскинувшую крылья, пробирает озноб. Когда трогаешь рукой погнутую лопасть винта, по телу бегут мурашки. Когда смотришьв кабину пилотов и видишь штурвал, приборы, сиденья, на глаза наворачиваются слезы.

В этот момент в голове роятся разные мысли. Ты представляешь как все это было, как он летел, как уходил под воду, как люди пыталисьиз него выбраться. Ведь это наша история. И ты так просто к ней притрагиваешься, хотя лежащий на дне озера самолет не музей, кудаможет войти любой желающий. Просто ты смог сделать это, потому что занимаешься дайвингом.



С историческим материалом Вы можете ознакомиться в статье1941-ый: Трагедия над озером Сиг (Исторические факты)

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.