Редакция «Предельной глубины» постоянно ездит в экспедиции по подводным просторам России. А с начала выхода нателевизионном канале 7ТВ нашей ежедневной передачи таких поездок прибавилось, что связано с организацией оригинальныхподводных видеосъемок. Мы постоянно ищем под водой объекты и сюжеты, которые могут дать жизнь новой телепередаче.Зимний сезон 2008 года подарил нам погибший в 1941 году советский транспортный самолет марки «Дуглас», который до сихпор скрывают под собой воды озера Сиг на Селигере.
Зимой 1942 года «Дуглас» пытались поднять, чтобы снять двигатели. Самолет благополучно достали и водрузили на лед, но снятьуспели только один левый мотор. Под тяжестью машины лед проломился, «Дуглас» снова ушел на дно, и при ударе разломилсяна две части. Долгое время в салоне самолета лежали ящики, а что в них находилось, можно было только догадываться. Но во времянедавних погружений один из ящиков удалось достать. Оказалось, что в нем боеприпасы, которые так и не были доставленыв Андреаполь в далеком 1941 году.
Наталья Рышкова,
инструктор PADI, директор клуба «Морские Ангелы»
Наш клуб выезжает не только в зарубежные дайв-туры. Мы все время стараемся найти интересные места для дайвинга и в России. Такимоткрытием стал в прошлом году, например, карьер на территории Московского зоопитомника, озеро Белое на острове Хачин на Селигере,где мы нашли глубину 30 метров. У нас даже есть озеро, которое, за отсутствием у него названия, мы назвали «Озеро Ангелов». В немочень прозрачная голубая вода с видимостью 10–15 метров, что для Подмосковья редкость.
Константин Засимов,
инструктор клуба «Морские Ангелы»
Впервые «Морские Ангелы» пытались погрузиться на затонувший самолет летом. Тогда нам пришлось добираться до него на лодке и искатьпо GPS-навигатору. Летом видимость составляла около 50 сантиметров. И максимум, что мы смогли сделать – это только ощупать корпусруками. Толком ничего не увидели, внутрь, естественно, не полезли. Те, кто нырял здесь зимой, утверждали, что подо льдомпрозрачность воды гораздо выше, и самолет виден практически целиком. А местные жители говорили, что при ясном солнечном днесамолет можно увидеть даже через лед.
Поднялся наверх, чтобы взять видеокамеру. Мы договорились, что видеооператоры идут самыми первыми ловить чистую воду, которуюеще не успели замутить другие дайверы. Как назло, у выносного монитора отпаялся контакт, и пришлось снимать через видоискатель,в который при недостатке освещения и ограниченной видимости было мало что видно. По правилам подледных спусков принятопериодически подавать сигналы с поверхности, чтобы проверить состояние дайвера. Для видеооператора, который в этот моментзанят съемкой, это очень неудобно. Поэтому, вооружившись двумя независимыми регуляторами, и будучи в паре с опытным напарником,я попросил страхующего не дергать меня, пообещав, что сам буду периодически подавать сигналы.
Отсняв верхнюю лопасть сильно погнутого винта, я попытался найти другую – нижнююлопасть, но она практически полностью утопала в иле. Показав Игорю, чтобы он подплыл сзади к винту и попозировал будто бы изучаяего, я попытался снять этот сюжет, но матрица видеокамеры не столь чувствительна как человеческий глаз. Поэтому оптика нефокусировалась на большую дистанцию и можно было захватить только дайвера с какой-то железкой, либо лопасть винта на фоне фонаря.Отсняв за несколько минут сюжет с двигателем мы двинулись дальше.
Больше никакой живности я не увидел. И в этот момент мое операторское невезение продолжилось – видеокамера перестала работать.Кажется, закончилась кассета! Вернувшись на поверхность и проверив камеру, выяснил, что кассета почему-то действительнозакончилась раньше расчетного времени. Новая кассета вставлена, новый напарник-фотомодель готова к погружению, опять идем вниз.
Чтобы еще больше не намутить и не запутаться в страховочном тросе, выходить наружу пришлось ластами вперед. От фюзеляжа майнабыла уже не видна. Я три раза дернул трос и стал подниматься к «лужам» отработанного воздуха, которые, как ртуть перекатывалисьподо льдом, то разделяясь, то сливаясь друг с другом. Естественно нужно было отснять и этот коронный сюжет подледного дайвинга.Вынырнув через пару минут, я увидел, что инфлятор на жилете Валеры ребята все еще отогревают горячей водой из чайника. Ну, этоуже издержки подледной нырялки. А самое главное то, что в результате двух подледно-подводных видеосессий удалось отснять около20 минут исходного материала, который войдет в телепередачи о самолетах, лежащих на дне рек, озер и морей.
В этот момент в голове роятся разные мысли. Ты представляешь как все это было, как он летел, как уходил под воду, как люди пыталисьиз него выбраться. Ведь это наша история. И ты так просто к ней притрагиваешься, хотя лежащий на дне озера самолет не музей, кудаможет войти любой желающий. Просто ты смог сделать это, потому что занимаешься дайвингом.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.