Их статьи и фотографии постоянно печатаются в журналах, посвященных аквариумистике и рыбоводству. Всего опубликовано свыше 150 статей и более 500 фотографий этих авторов. Впервые в мире они развели пескаря-губача Черского, стеклянных сомов Kryptopterus bicirrhis — и Eutropiellus debauwe, (совместно с М.Лихачевым), получили икру от рыбы-брызгуна, боции и добились размножения Xenentodon cancila. Первыми в мире они сфотографировали нерест Acanthophtalmus kuhli, Macrognathus aculeatus, Mastacembellus &quot-circumcintus&quot-. Успехи их получили высокую оценку – свыше 40 дипломов и грамот за первое разведение, три клубных медали, бронзовая и золотая медали ВДНХ.
Можно догадаться, что речь идет о московских аквариумистах братьях Кочетовых – Сергее и Александре. Старший из них – Сергей проявлял интерес к обитателям пресных вод уже в раннем детстве – ловил плавунцов, личинок стрекоз, тритонов. Словом, все начиналось как у всех мальчишек. Когда Сереже было пять лет, он стал обладателем трехлитровой банки с речным раком. Настоящий же аквариум появился у него во втором классе: отец купил в зоомагазине на Кузнецком мосту ярких шустрых рыбешек – гуппи, как он определил их по книге Мантейфеля. Мальчик стал читать специальные книги, интересоваться и другими обитателями аквариума. Рыб – барбусов, кардиналов, данио и др., – по заказу сына покупал отец, аквариумы делал дед.

Когда Сергей перешел в седьмой класс, у него появились &quot-серьезные&quot- рыбы: наннакары, апистограмма Рамиреза. Александр в то время к аквариуму особой симпатии не питал. Он всерьез изучал грибы: в доме копились толстенные альбомы срезов. До самозабвения любил ловить рыбу, всему предпочитая спиннинг и нахлыст. В хозяйстве Сергея новые рыбы нередко погибали, а стоили они дорого. С отчаянья он забрасывал аквариум и тянулся к технике. Собирал карманные приемники, учился паять, слесарить, работать на станках. После окончания школы решил пойти в технический вуз. Но как только началась студенческая жизнь, Сергей затосковал по рыбам и снова завел аквариум. Конечно, теперь было легче, все-таки уже кое-что знал… Вот тогда-то &quot-заболел&quot- аквариумом и Александр. Старший брат тратил на рыб всю стипендию, младший &quot-экономил&quot- на школьных завтраках. Вместе ездили на Птичий рынок. Рыб покупали только новых.

В библиотеке Сергей наткнулся на книгу М.Н.Ильина &quot-Аквариумное рыбоводство&quot-, которая стала его главным пособием. Купил 100-литровый аквариум, потом – второй, потом – сразу три. Собрал с братом стойку. Держали харациновых, два года отдали икромечущим карпозубым. Первая &quot-серьезная&quot- рыба, которую развел Сергей, – хилодус, Александр же развел макропода. Братья держали и морской аквариум. Но любимцами все же стали цихлиды.


В семидесятом году Сергей окончил институт и начал работать в НИИ гидрометеорологического приборостроения. Специалист он первоклассный – три авторских свидетельства на изобретения. Созданный им вместе с коллегами прибор для измерения влажности воздуха работал при температурах ниже нуля, работал безотказно, не раз экспонировался на ВДНХ. В том же году Александр поступил в ТСХА на отделение &quot-Ихтиология и рыбоводство&quot-. Он тоже увлекался техникой – работал радиомехаником, занимался сваркой, собирал трансформаторы, но интерес к рыбам оказался превыше всего.

Первая статья Кочетова — старшего, посвященная хромидотиляции Гюнтера, появилась в журнале &quot-Рыбоводство и Рыболовство&quot- в 1972 году, позже опубликовал статью &quot-Немного о малоизвестных цихлидах&quot- и Кочетов-младший. Вскоре оба они прониклись симпатией к отечественным рыбам, и в их аквариумах появились обитатели Амура – косатка-скрипун, лефуа, ауха, лептобоция и др. Тогда же развели они пескаря Черского и бычка Hypseleotris swinhonis.

Первыми стали они стабильно размножать и малавийских цихлид. Отбирали икру у рыб и помещали в самодельный инкубатор, примитивный, но надежный (у Pseudotropheus zebra, например, за одну метку удавалось получить по 120 мальков).

Все чаще в печати стали публиковаться статьи и снимки братьев Кочетовых. Кроме журнала &quot-РиР&quot-, их печатали &quot-Юный натуралист&quot-, &quot-Семья и школа&quot-, &quot-Советский Союз&quot-, &quot-Биология в школе&quot-. О них самих писали в &quot-Советском Союзе&quot-, &quot-Неделе&quot-, &quot-Московском комсомольце&quot-, &quot-Спутнике&quot-.

В этот период у них появляются такие рыбы, одни названия которых волнуют сердце каждого аквариумиста: голубо
й дельфин, пиндани, боадзулу, королева Ньяса, цифотиляпия… Разумеется, братья сразу же стремятся развести их.

По окончании ТСХА Александр вскоре начал работать в Московском зоопарке, а спустя три года стал заведующим секцией ихтиологии. Результаты его работы были налицо. Достаточно привести такой пример. В 1967г. коллекция рыб достигла рекордной цифры – 140 видов, позже эта цифра достигла 250. Существенно изменился и видовой состав коллекции. Павильон &quot-Аквариум&quot- начал приносить прибыль – свыше трех тысяч рублей в год! Поменялся и облик всей экспозиции, чему способствовала перестройка оформления залов. Для повышения наглядности было использовано более 500 слайдов, которые оба брата сделали по своей инициативе, безвозмездно. Поистине одержимые люди!


Успехи Кочетовых широко известны за рубежом. Их статьи и фотографии можно было увидеть на страницах журналов &quot-Aquarien und Terrarien&quot- (ГДР), &quot-Akvarium a Terrarium&quot- (ЧССР), &quot-Het Aquarium&quot- (Голландия), &quot-Tropical Fish Hobbyist&quot-, &quot-Freshwater and Marine Aquarium&quot- (США).

Братья работали особенно плодотворно. В издательстве &quot-Планета&quot- вышла их первая авторская серия открыток &quot-Цихлиды&quot- (&quot-Пестрый мир аквариума&quot-), затем вторая. Выпущена серия открыток &quot-Московский зоопарк&quot- (автор С. Кочетов),а позже серия &quot-Аквариум Московского зоопарка&quot-.

Работоспособность у обоих братьев была потрясающая – статьи и фотографии отнимали у них все свободное время. Старший иногда снимал до 8 – 10 пленок в день, а после проявления безжалостно отбраковывал до 90% отснятого. Если начинал проявлять или печатать (а начинал обычно часов в 11 вечера), то не разгибался до 5 – 6 часов утра.

Наверное, многим интересно, как Кочетовы писали статьи. Если есть возможность – вместе, а если нет – советовались по телефону. Работали очень добросовестно, старались не приводить непроверенных данных, копались в справочниках. И тот и другой – противники всяческих тайн, поэтому у них не было профессиональных секретов. Все их материалы максимально были насыщены информацией.

Братья Кочетовы хорошо знакомы со многими аквариумистами и ихтиологами Польши, Чехословакии, ГДР, Швеции, Голландии и других стран. Среди них X.Шталькнехт, Г.Штерба, Н.Докоупил, Ж.Тиэфен, Ж.Крабитт, Я.Венте, X.Майланд, Г.Аксельрод.

Александр, помимо своей основной работы, еще и был секретарем комсомольской организации Московского зоопарка и секретарем отделения Общества дружбы &quot-СССР – Швеция&quot-. Сергей по собственному почину составлял фототеку редких и исчезающих видов растений и животных. Объехал всю страну, участвовал в экспедиции по изучению амударьинского лжелопатоноса, создал интереснейший фотодневник поиска. Вместе с О.Шубравым впервые нашел и заснял на Дальнем Востоке полосатого полоза (Coluber spinalis). Его работы использовались при подготовке нового издания &quot-Красной книги СССР&quot-. За экспозицию его слайдов на ВДНХ, в отделе &quot-Охрана окружающей среды&quot- он был удостоен золотой медали.

Все выше сказанное так или иначе связано с аквариумистикой. Но были и другие стороны жизни братьев, о которых нельзя не сказать. Сергей больше всего любил гонять на горных лыжах. Ломал обе руки, правую ногу, ключицу. И все равно страшно любил ощущение скорости и полета. Такая страсть вполне соответствовала его характеру – человек он был смелый до безрассудства. Оба брата очень любили музыку. В недавнем прошлом они сами играли в различных ансамблях.

Какие же были у братьев мечты?
Сергей мечтал о том, чтобы сфотографировать всех рыб, амфибий и рептилий на свете. Александр же мечтал написать книгу о разведении аквариумных рыб.
Любимыми писателями братьев были Паустовский и Даррелл, композиторы Рей Чарлз и Бах. Лучшими аквариумистами братья считали Михаила Лихачева из Москвы, А.Брюльмайера из Берлина, Ханса Рихтера, Иоргена Крюгера из ГДР. Любимыми книгами были &quot-Аквариумное рыбоводство&quot- М.Н. Ильина, Золотницкого Н.Ф., Ханса Рихтера. Лучшим фотографом аквариумных рыб братья единодушно считали Ханс Рихтера.

Вот какими они были в молодости, братья Кочетовы, писатели-аквариумисты нашего века.

Автор: А.Голованов, журнал Рыбоводство и Рыболовство 1983/1.
Фото взяты из свободных архивов интернета.
Подготовила и разместила: Наталия Николенко.

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.