Эта статья является дополнением статьи «Создание Альпийской долины, или акваскейп это просто» в которой глава, посвященная композиции недостаточно раскрыта.

О композиции аквапейзажа редко пишут и говорят конкретно. Люди создающие действительно шедевры, как правило, не пользуются догмами и правилами, не держат в руках учебник по созданию идеальной композиции при обдумывании своего следующего шедевра. Они чувствуют ее. Они видят картинку в целом. И зачастую лишь некоторые из элементов своей композиции они вносят сознательно. Это главная причина того, что сейчас очень мало существует публикаций, посвященных именно созданию сильной композиции и написанные мэтрами аквариумного дизайна. Для того чтобы выложить мысли на бумагу, эти мысли должны пройти через стадию осознания. И причина вовсе ни желание мэтров держать эти знания в секрете, ни эгоизм, а причина в том, что это действительно тяжело – изложить то, что чувствуется. Поэтому нам, любителям, приходится постигать все самим, собирать крупицы информации, наступать на те же грабли, на которые кто-то уже наступал.

Дабы облегчить нашу участь я решил попробовать описать свое видение создания хорошей композиции. Возможно, что-то из описанного поможет Вам создать красивую картинку в Вашем аквариуме и не наступить, по крайней мере, на те грабли, на которые я наступал.


Многие законы композиции, которые используются в аквадизайне, уже давно открыты и успешно применяются в архитектуре, изобразительном искусстве, фотографии. Вспомнить хотя бы закон золотого сечения, которым пользуются уже не одно тысячелетие. В моем случае источником полезной информации стала фотография. Изучение принципов построения композиции снимка в фотографии очень помогло мне понять особенности создания сильной композиции в аквадизайне. Я нашел очень много аналогий. Вот, к примеру, линии – наиболее сильный элемент, который может присутствовать в композиции. Линии управляют взглядом зрителя, ведут его. Параллельные линии усиливают друг друга, а если они еще и в перспективе, то концентрируют внимание на объекте очень сильно. К примеру, на первой фотографии крайне тяжело остановить взгляд в центре. Взгляд просто проваливается в даль к направлению к силуэту, концентрируя внимание на нем и интригуя – «А что же это за силуэт?».

Ровно также на следующей фотографии линии создаваемые группами растений уводят взгляд «в даль» за камень, оставляя зрителю шанс придумать самому что же находится за камнем (по крайней мере такова была задумка автора -)). В обоих случаях зритель не равнодушен, что и нужно было достигнуть.

«Альпийская долина». На рисунке показаны направления линий.
Линии в композиции «Альпийская долина» очень четкие — это характерно для западного стиля акваскейпинга, что, по-видимому, является наследством традиции оформления голландского аквариума. Такие линии создаются благодаря контрасту соседствующих групп растений и их строгой разделимости друг от друга.

Аквариум в голландском стиле, фото www.aquaplants.ru
В моей композиции я использовал еще один, дополнительный, трюк – создание легкой тени между группами растений, за счет особой стрижки (см. фото с тенями в приближении).

Тени в приближении.Стрижка заключалась в том, что на границе двух групп растений выстригалось 1-2 см у сзади стоящей группы, как изображено на схеме.

Стрижка. Схема сбоку.
Линии не обязательно должны быть четкими как в композиции «Альпийская долина». Дизайнеры японского стиля оформления наоборот избегают строгого разделения групп растений, используя принцип перекрывания форм для создания более природного вида композиции. На следующей фотографии, линии образованы контурами камней акцентируя внимания зрителя на большем камне. Дополнительно, две группы элеохариса создают еле заметные линии с тем же направлением и с перспективой. Тем не менее, даже с такими скрытыми линиями получается довольно сильная картинка. Более того, взгляд зрителя больше привлечен объектом, к которому ведут линии, нежели к самим линиям.

На предыдущих фото, линии настолько явно выраженные ч
то привлекают внимание зрителя не только к объекту, к которому они ведут, но и к самим себе. Хорошо ли это или плохо зависит от задумки автора, но он должен осознавать то, что линии это чрезвычайно важный элемент композиции, который нельзя оставлять без контроля. И избегайте прямых линий, в аквариуме они выглядят неприродно.

Очень много ненужных линий можно найти в абсолютно композиционно неконтролированных аквариумах оформленных в так называем стиле огород. В таких аквариумах линии, как правило, диктуются направлением роста стебля, то есть вверх, как частокол. В итоге мы имеем композицию, которая просто рябит линиями. Создается своего рода шум, не дающий взгляду зрителя спокойно выбрать привлекающий объект.

Это одна из причин, почему акваскейперы часто стригут растения так, чтобы образовывались округлые «шапки», скрывая нижнюю часть стебля растений, которые создают линии «вверх». Тут очень важно дать растениям достаточно света, чтобы они не тянулись вверх. В противном случае, как бы Вы ни стригли, действительно красивую «шапку» получить не удастся.

Следующий важный элемент в дизайне аквариума это формы образованные линиями. Это, пожалуй, самый известный композиционный элемент. Многие знают такие названия как выпуклая(остров), вогнутая форма или треугольная. Сейчас это самые популярные формы композиций, по-видимому, из-за их простоты. Это часто вызывает нарекания в однообразии аквариумов оформленных в стиле акваскейп. И отчасти они справедливы. Не могут аквариумы казаться неоднообразными, если они оформлены по трем типам форм композиции. Лучшим способом избежать однообразия является комбинирование разных форм. Как, например, в композиции «Пролетая над утесом» я попытался комбинировать выпуклую форму, созданную линиями контуров камней и мха – на переднем плане, и вогнутую форму созданную линиями контура элеохариса – на заднем плане.

Никто не отменял классическую форму — стена, которую акваскейперы используют как фоновую. На фотографии ниже можно проследить комбинацию выпуклой формы создаваемой линиями коряг со стеной за ней. И таких комбинаций можно придумать много. Уже упомянутые мною четыре формы могут дать 12 комбинаций, а если комбинировать 3 формы в одной композиции – более сложный вариант, то мы получаем еще большее разнообразие.

Фото http://www.adaeuro.com. Выпуклая + стена

Adrian Ng, 60 место IAPLC 2009. Композиция треугольник + стена.
Давайте теперь вернемся к моему любимому огороду и посмотрим, какие в нем можно найти формы. Из-за того, что в таком аквариуме линии имеют хаотичное направление, получается, что каждый кустик, камень, коряга образует форму независимую от всей композиции. Такие аквариумы на фотографиях будет смотреться лучше, если их фотографировать фрагментарно: стайка гуппи на фоне амбулии, анциструс с корягой пусть даже частично обросшая мхом, цихлиды среди группы камней. Но как только вы сделаете фото общего вида аквариума, травника или цихлидника, все эти привлекающие элементы потеряются среди таких же, потому как они не связаны друг с другом композицией. Поэтому, рассматривая такие аквариумы, обычно хочется подойти ближе для лучшего рассмотрения деталей. А композиционно грамотно оформленные аквариумы приятно рассматривать издалека как картины и с близи можно увидеть много интересного как в любом аквариуме.

Еще одним элементом композиции является текстура. Наверно наиболее сильно чувствуется влияние текстуры на всю композицию в аквариумах оформленных в стиле ивагуми, где основной акцент делается на камнях и их аранжировки. Как правело, акваскейперы выбирают камни с наиболее богатой текстурой, что помогает имитировать масштабность – камень кажется горой. Но если поставлена задача создания сильной, впечатляющей картины, то недостаточно тупо скопировать, перенести природный ландшафт в объем аквариума. Давайте проведем небольшое наблюдение. Посмотрите на аквариумы Такаши Амано на его сайте http://www.amanotakashi.net/portfolio/nature_aquarium/index.html — во всех аквариумах оформленных в стиле ивагуми используются камни(ну еще бы :)) на ряду с различными видами элеохариса. Как впрочем, это можно заметить и на фотографиях ивагуми использованных в данной статье. Почему? Дело в том, что твердая текстура камня хорошо контрастир
ует с мягкой текстурой элеохариса. Это один из наиболее сильных контрастов текстур, который используется в акваскейпинге. Он придает композиции силу и запоминаемость.


Сама по себе однотипная текстура, да и не только текстура – цвет, тон не впечатляют. Впечатляет их контраст. Контраст это важная составляющая удачной композиции. И камни с элеохарисом это всего лишь один пример из возможных способов создания контраста. Используя всё разнообразие аквариумных растений, а также камни и коряги, можно сложить множество контрастирующих пар, варьируя цветом, тоном, формой листьев, размером. Нельзя не вспомнить всеми любимый контраст красных растений с зелеными. Часто наличие красных растений рассматривается как обязательное условие при оформлении аквариума. Это не всегда верно. Если взглянуть, хотя бы, на фотографию (см. фотографию выше с комбинацией выпуклой формы + стена) – в ней красная людвигия среди зеленых растений не на столько привлекает взгляд, как контраст крупных, своеобразных листьев больбитиса на фоне более темного и мелкого мха.

Одна из моих любимых контрастирующих пар это элеохарис и ротала сп. грин. Вообще эта ротала дает очень хороший тональный контраст со многими зелеными растениям из-за ее светло-зеленого цвета. Но в паре с элеохарисом присутствует также контраст текстур – мягкая волокнистая текстура элеохариса против более резкой текстуры роталы.

Тут есть большой простор для экспериментов: темно-зеленый – светло-зеленый, зеленый – красный, темно-красный – светло-красный, крупный – мелкий, мягкий – твердый, свет – тень. Пересекающиеся линии, допустим коряг, тоже своего рода контраст – контраст направлений линий.


С помощью контраста можно создавать линии ведущие взгляд к фокальным точкам композиции и создавать сами фокальные точки. Главное чтобы контрастность первых не превышала оную в последних. В противном случае сами линии будут привлекать к себе большее внимание, чем к желаемым фокальным точкам.

Создавая фокальные точки, особенно самые интенсивные в композиции, важно понимать в какую часть композиции их располагать. Обычно их располагают по принципу золотого сечения.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Однако если Вы расположите фокальную точку не по принципу золотого сечения, это не означает что «Все пропало! Ю. В. Тимошенко». Если автор задумал вызвать у зрителя ощущение незыблемости и покоя ему достаточно сместить фокальную точку от золотого сечения ближе к центру. Если же наоборот – задача внести немного тревоги, напряжения, то можно сдвинуть фокальную точку от золотого сечения к краю. В любом случае все зависит от индивидуальности автора,


от того с какой ноги он проснулся в тот день, когда его осенило создать аквапейзаж в запылившемся на балконе аквариуме.

Нужно понимать принципы построения композиции и изложенные выше только лишь часть их. Но это не догмы, которые нужно строго придерживаться. Понимание их только лишь может помочь не делать грубых ошибок, но не гарантирует Вам создание шедевров, какие бы мудрые законы Вы ни знали. Не стесняйтесь проявлять свою индивидуальность. Ищите в себе творческое начало.

Сергей Ермолаев, специально для конкурса &quot-Аквариумистика 2009&quot-.
В подготовке статьи использованы фото с www.adaeuro.com
.

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.