Каждый год по всему миру тысячи новичков получают сертификаты дайверов, отправляются в самостоятельные дайв-туры и в начале своей дайверовской карьеры совершают одни и теже ошибки,из которых уже можно составить периодическую таблицу.
Подобно знаменитой периодической таблице Менделеева, эта «таблица» поможет вам проанализировать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются многие дайверы, прошедшиеобучение в разных местах и имеющие сертификаты разных ассоциаций. Это и естественно, ведь плавать под водой нам всем приходится не по стандартам каких-либо школ или ассоциаций,а по стандартам самой жизни. Зачастую эти проблемы сами по себе мелкие и незначительные. Худшее, к чему они могут привести, — это неудобство и испорченное настроение. Однако, приопределенном стечении обстоятельств эти, казалось-бы мелкие проблемы могут легко перерасти в большие и серьезные проблемы, последствия которых могут оказаться не просто тяжелыми,а порой и трагическими. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, наверняка знакомые большинству наших читателей.
Поэтому перед каждым погружением необходимо делать рабочую проверку снаряжения. Благодаря этому можно будет устранить почти все неисправности снаряжения и решить проблемы еще довхода в воду. Кроме того, перед входом в воду – особенно на дрифт-дайве – убедитесь, что все элементы снаряжения на вас (особенно грузовой пояс, отсутствие которого замечаетсятолько уже в воде).
Ошибка № 2.Дайвер входит в воду с катера «широким шагом». В момент входа в воду шланг инфлятора от удара улетает за спину. И тут выясняется, что плавучесть недостаточная (воздуха в жилетемаловато), и дайвер начинает лихорадочно шарить по себе, пытаясь отыскать исчезнувший инфлятор. В это время его уже накрывает волна, затем другая.
Поэтому при входе в воду способом «широкий шаг» лучше держать дыхательный автомат и маску не правой рукой, как обычно, а левой, одновременно поджимая левым локтем инфлятор к себе.В этом случае он остается всегда под рукой и не может улететь за спину, а тем более ударить вас по стеклу маски.
Поэтому не забывайте, что лямка жилета, держащая баллон, имеет свойство растягиваться при намокании. И необходимо перед тем, как зажать баллон пряжкой, смочить лямку, чтобы онаприняла в себя воду и предварительно растянулась. Более того, внимательно следите при сборке, чтобы лямка, крепящая баллон, не была вывернута наизнанку.
Ошибка № 4.При входе дайвера в воду он сразу же начинает тонуть, причем попытки накачать жилет ни к чему не приводят – жилет не надувается, хотя воздух поступает.
Поэтому, надевая жилет, внимательно проверьте, чтобы пластмассовая груша тросика управления плечевым клапаном сброса воздуха из жилета не попала под плечевую лямку жилета.В этом случае тросик остается в напряженном состоянии и плечевой клапан открыт. При входе в воду воздух со свистом выходит из жилета, а учитывая, что
пропускная способностьклапана сброса значительно выше поддувающей производительности инфлятора, это делает невозможным накачку жилета. Если вы растерялись и сразу же не освободили тросик, то выхододин – жертвовать своим грузовым поясом… Такова цена нашей небрежности.
Поэтому знайте, что небрежность в сборке оборудования способна испортить любые погружения. Помните, что при сборке выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено вамв затылок, а шланги регулятора – располагаться симметрично, а не торчать в стороны. По высоте баллон необходимо располагать таким образом, чтобы выходное отверстие вентиля баллонанаходилось не выше верхней кромки жилета.
Поэтому болтающиеся во время погружения октопус и манометр – ярчайший пример «чайника». Мало того, это говорит об отсутствии общей культуры дайвинга, ибо такой дайвер ничем неотличается от человека, идущего по улице с развязанными и болтающимися во все стороны шнурками. Это не только безобразно смотрится со стороны, но и просто опасно. Болтающиесячасти снаряжения долбят и разрушают хрупкий подводный мир рифа, а также портятся сами (в октопус, например, набивается песок), а при попадании шланга между кораллами он можетлегко застрять в них. Так что все части вашего снаряжения должны быть пристегнуты и подобраны.
Поэтому необходимо помнить, что ноги в гидрокостюме имеют плавучесть. Если начать погружение с подтянутыми коленками (в позе «сидя на стуле»), ноги всплывают и опрокидываютаквалангиста на спину. Необходимо держать ноги таким образом, чтобы они всплывали не перед лицом, а за спиной. Для этого идеальна поза «наездника» с оттянутыми назад носками идостаточно широко расставленными коленями (для боковой устойчивости).
Ошибка № 8.После выпуска воздуха из жилета дайвер бросает инфлятор и начинает все быстрее и быстрее погружаться на дно. Попытки подгребать ногами и руками оказываются малоэффективными, ичерез несколько секунд дайвер валится на дно, поднимая облако песка и ила…
Поэтому необходимо помнить, что с каждым метром глубины и, соответственно, нарастанием давления гидрокостюм начинает стремительно терять плавучесть, а количество грузов на поясепри этом никак не уменьшается. Во время погружения на дно необходимо постоянно держать палец на кнопке поддува воздуха инфлятора и, по мере погружения в глубину, периодическиподпускать воздух в жилет маленькими порциями с целью компенсации потери плавучести костюмом. Все это необходимо делать вплоть до достижения дна или заданной глубины.
Поэтому необходимо помнить, что во время подъема с глубины гидростатическое давление падает и объем воздуха в нашем жилете и микропорах гидрокостюма увеличивается. Таким образом,баланс между силой тяжести, заключенной в грузовом поясе, и силой плавучести, заключенной в жилете и гидрокостюме, нарушается. Так что по мере подъема из глубины необходимопериодически выпускать воздух из жилета маленькими порциями, приводя силу плавучести в соответствие с уменьшающейся глубиной. Выпускать воздух можно как инфлятором, так истравливающими клапанами.
Ошибка № 10.Загрузив себя по известному всем правилу, дайвер должен находиться на поверхности воды на уро
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.