На высоком пустынном мысу из окаменевших кораллов, что с севера ограждает современный порт Травко в Шарм-эль-Шейхе, до сегодняшнего днясохранились остатки военной базы: дорога из бетонных плит, фундаменты казарм и взорванный центральный бункер. Сотни иссохших на солнцесолдатских ботинок до сих пор разбросаны на месте бывших складов с амуницией, тысячи ржавых консервных банок и пустых канистр. На подошвахботинок клеймо производителя на арабском языке «Рубин» и размеры арабскими цифрами. Совсем недалеко отсюда на ровной скалистой площадкепод обрывом у моря, как ни в чем не бывало, на неповрежденных гусеницах стоит английский бронетранспортер «Bren Carrier» MK-I…


Мое расследование этой истории, наверное, началось, когда я впервые отправился на затонувший «Tистлгорм». Тогда я в дайверском путеводителепрочел о двух танках, лежащих в разломе его корпуса. Конечно, было интересно на них поглазеть. На деле боевые машины оказались довольностранными: ни башен, ни пушек. Может это и был тот случай, когда «башню снесло»? Однако не похоже. Да и маловаты казались они по размерамдля танков – не больше хорошего джипа. Броня их тоже не впечатлила – что-то вроде листового железа.

В тот год я работал в одном из дайвцентров Шарм-эль-Шейха, и мне приходилось самому нырять с тяжеленным тросом-шамандурой, чтобыпривязывать дайвбот к корпусу «Тистлгорма». После Кипра и нырялок на «Зенобии» было непонятно, почему над знаменитым рэком неустановлены швартовочные бочки, почему нет даже маркерного буя, и каждый раз приходится искать его по GPS в открытом море. Нуладно – «Восток дело тонкое» и «В чужой монастырь…» – ну, вы в курсе. Вся эта процедура привязывания часто затягивалась и отнималавсе силы, т. к. порой, прыгнув в воду по команде капитана, вообще невозможно было увидеть, где находится затонувшее судно. Тащишь этоттолстенный трос против течения по компасу, наконец, увидишь в туманной дали корпус «Тистлгорма», но только соберешься шамандуру на немзакрепить, а команда дайвбота уже начинает трос подтягивать и вновь вытаскивает тебя на поверхность.


Привязав кормовой и носовой канаты дайвбота, надо было опять на него подняться, забрать группу дайверов, провести с ними первое обзорноепогружение вдоль корпуса, а через час – второе по трюмам. Так что особо внимательно разглядывать «танки» просто не было времени – на«Тистлгорме» еще много чего интересного надо успеть показать группе. Нырять тогда приходилось со стандартными 12-литровыми баллонами своздухом, а их надолго не хватало: «Тистлгорм» на 30 метрах лежит. Да и в группе всегда находился товарищ, поглощавший воздух килограммамии фактически определявший время дайва для всех остальных. В дальнейшем, когда я уже начал нырять со своими достаточно опытными клиентами нанайтроксе с баллонами увеличенной емкости, удалось уделить этим «танкам» больше внимания.

На самом деле их вовсе не два, а, как минимум, четыре. Да и не танки это вовсе, а английские гусеничные тягачи бронетранспортеры «Bren Carrier»MK-I или MK-II. Различие между ними незначительное, и при нынешней их сохранности на «Тистлгорме» определить его трудно. На MK-II на местезаднего бампера должно быть массивное хитроумное буксирное устройство на горизонтальной рессоре. Использовались эти транспортеры для мотопехоты,перевозки грузов и буксировки орудий. Эти бронетранспортеры открытого типа и «защищали» сидящих в кузове трех-четырех солдат не выше пояса. Втакой же открытой кабине размещался водитель (руль справа – техника-то английская) и стрелокпулеметчик. Пол кабины был более низкий, чем вкузове, и водитель со стрелком могли укрыться за бронированными стенками почти полностью. Вообще пространство в кабине явно сконструированоне для людей с крупным телосложением.


В производство эти бронетранспортеры были запущены в начале 1930х годов в Англии, затем в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, США. К 1945 годубыло произведено около 90 тысяч машин. Использовались они в войсках стран антигитлеровской коалиции, в том числе и в Советской Армии.Во Франции немцам досталось настолько много трофейных «Bren Carriers», что они успешно использовали их для патрулирования оккупированныхтерриторий. Те бронетранспортеры, что сейчас можно видеть на затонувшем «Тистлгорме», предназначались для формировавшейся осенью 1941 года8-й Британской армии, сражавшейся впоследствии с танковыми войсками немецкого генерала Роммеля в Северной Африке. В те времена немецкие иитальянские армии с территории Ливии рвались к Александрии, Каиру и Суэцкому каналу, ведь дальше – ближневосточная нефть! Дойти до канала имтак и не удалось: с территории Египта им противостояли британские войска.

Закончилась Вторая мировая война, но страсти вокруг Суэцкого канала продолжали кипеть. Еще в 1888 году в Константинополе была подписанаМеждународная конвенция по Суэцкому каналу, которая провозглашала, что канал должен быть открыт для судов всех наций как во время войн,так и в мирное время. Конвенция запрещала акты враждебности в водах канала и сооружение фортификационных сооружений на его берегах.Однако с началом вооруженного противостояния между арабскими странами и Израилем, Египет с 1949 года отказал в использовании каналаизраильтянам и всем судам тех стран, которые с ними торговали, а в июле 1956 года вообще объявил о его национализации. Также было сделанозаявление о закрытии Акабского залива для израильского судоходства. Военноморская база, расположенная в районе нынешнего Шарм-эль-Шейха уузкого пролива Тиран давала тогда Египту такую возможность.


В результате секретного соглашения между Англией, Францией и Израилем, израильские войска 29 октября 1956 года начинают боевые действия изахватывают Синай с целью восстановить международный контроль над Суэцким каналом и проливом Тиран. Однако в марте 1957 года после получениямеждународных гарантий о том, что жизненно важные водные пути для Израиля останутся открытыми, Израиль согласился на вывод своих войск сСинайского полуострова и из сектора Газа. Контингент войск ООН в количестве 3300 человек занял позиции, оставленные израильской армией. Несмотря на добровольный вывод израильских войск, египтяне так и не разрешили израильским торговым судам свободный проход через Суэцкий канал.

В качестве альтернативы маршруту через Суэцкий канал в Азию и Восточную Африку израильтяне построили на берегу Акабского залива порт Эйлат.Но в мае 1967 года президент Египта полковник Абдель Гамаль Насер, основатель Организации освобождения Палестины, вновь заявил о закрытиизалива для израильского судоходства. Объявленная Насером блокада привела к новой арабо-израильской войне. Израильские войска стремительнопреодолели позиции египтян и захватили Газу и весь Синайский полуостров за 6 дней.Однако возобновить судоходство через Суэцкий каналИзраиль смог лишь в 1975 году – после признания егоЕгиптом и подписания мирного договора.


Вывод израильских войск с Синая в соответствии с Кемп-Дэвидскими соглашениями проходил долго. Лишь в марте 1982 года, предварительноуничтожив собственный курортный город Ямит на средиземноморском побережье, израильтяне передали Синай Египту. Возможно, в очереднойраз уходя с Синая, израильтяне уничтожили и египетскую базу в ШармэльШейхе, а заодно и сбросили в море хранившуюся на ее территорииустаревшую египетскую трофейную технику: военные грузовики, джипы и бронетранспортеры «Bren Carrier». Когда это было – в 1957-мили 1982-м – пока не очень непонятно.

Гусеничные транспортеры «Bren Carriers» были переданы Египту Британией в 1948 году во время израильской войны за независимость. Онишироко использовались египетской армией и во время Синайского кризиса 1956 года. Тогда, 29 октября, израильские войска начали захватвсего Синайского полуострова с целью выхода к Суэцкому каналу и разблокирования пролива Тиран. Через четыре дня в руках египтяноставались лишь гарнизоны в Газе и Шарме, но и они сдались к концу недели. Утром 5 ноября 1956 года израильская 9-я пехотная бригадапосле авианалета занимает ШармэльШейх. В результате в плен попадают 864 египетских военнослужащих, а среди трофейной техникиоказывается 260 транспортеров «Bren Carrier».


Вот описание этой картины одним из участников тех событий: «Нам удалось не только занять удобную позицию, но и насладиться прекраснымвидом. Из гавани Шарм-эль-Шейха, расположенной на южной оконечности Синайского полуострова, где воды Суэцкого и Акабского заливоввстречаются с Красным морем, открывается прекраснейшая из картин природы, которую мне когда-либо доводилось наблюдать. Вода тутглубокого синего цвета (египетские военнопленные предостерегли нас от попыток искупаться, поскольку море здесь кишит акулами),она – словно драгоценный камень, оправленный в темно-красные скалы. Даже строения на берегу – белая мечеть с высоким минаретом –вписывается в картину некой волшебной страны, спрятанной среди горделивых скал.

Между тем повсюду виднелись свидетельства недавно бушевавшего сражения. От оборонительных сооружений и складов, по которым всегонесколько часов назад отработала наша авиация, в небо поднимались клубы дыма. Египетские бронетранспортеры Брена – частью разбитые,частью вполне исправные – были разбросаны тут и там по территории гавани. На холмах виднелись военнослужащие 9-й бригады с оружиемнаготове, занятые зачисткой местности и сбором военнопленных».


Весьма вероятно, что свою военную технику у нынешнего порта Травко сбросили в море сами египтяне перед сдачей гарнизона, так как втрадициях израильской армии всегда было использование исправного трофейного вооружения. Вышедшая из строя техника собираласьизраильскими торговцами металлоломом и продавалась в Японию и Индию.

Сейчас под крутым обрывом у заброшенной военной базы на глубине от 10 до 37 метров свалено более тридцати гусеничных транспортеров инесколько колесных автомобилей. Кораллы не любят селиться на резине, и на одной из покрышек и по сей день четко видны выщербленныеследы от пуль.


Похоже, что машины просто подгоняли к нависающему над водой обрыву, включали передачу, и они своим ходом съезжали навстречу морскойбездне. На одном не долетевшем до воды грузовике «Bedford» с пробитым пулями стальным кузовом в покрышке заднего колеса протертакруговая канава через все корды. Видно, что это колесо еще долго вращалось через заклиненный дифференциал при работающем двигателе итерлось о коралловый выступ, пока топливо не закончилось. Тут же рядом у самой воды останки еще одного перевернутого автомобиля сразбитой коробкой передач и искореженной решеткой радиатора. А вот и старина «Bren Carrier» держит свой последний рубеж на суше, а егособратья продолжают обороняться под водой от международной армии дайверов, окончательно захватившей ШармэльШейх.

Сохранность этой техники довольно хорошая, кораллы еще не успели покрыть ее толстым слоем обрастаний. Любимые трофеи дайверов – рули –пока на месте. Самый глубоко расположенный транспортер (37 метров) стоит на ровных гусеницах. Сосчитать количество джипов, грузовикови бронетранспортеров здесь трудно – лежат они друг на друге в несколько слоев.


Посещение этого дайвсайта не приветствуется местными властями, его нет и в дайверских атласах-путеводителях. Видимо, отчасти этовызвано тем, что он фактически находится на территории таможенной зоны международного пассажирского порта Шарм-эль-Шейха. Кромесваленного под водой железа смотреть здесь нечего – отвесная подводная стена абсолютно безжизненна, лишь гигантская мурена какмрачный страж охраняет это кладбище военной техники.

Противоположный берег залива шумит веселой анимацией на пляжах отелей, мимо проплывают белоснежные дайвботы, а этот кусочек историизастыл во времени как памятник еще одной бессмысленной войне на планете Земля.



Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.