На высоком пустынном мысу из окаменевших кораллов, что с севера ограждает современный порт Травко в Шарм-эль-Шейхе, до сегодняшнего днясохранились остатки военной базы: дорога из бетонных плит, фундаменты казарм и взорванный центральный бункер. Сотни иссохших на солнцесолдатских ботинок до сих пор разбросаны на месте бывших складов с амуницией, тысячи ржавых консервных банок и пустых канистр. На подошвахботинок клеймо производителя на арабском языке «Рубин» и размеры арабскими цифрами. Совсем недалеко отсюда на ровной скалистой площадкепод обрывом у моря, как ни в чем не бывало, на неповрежденных гусеницах стоит английский бронетранспортер «Bren Carrier» MK-I…
В тот год я работал в одном из дайвцентров Шарм-эль-Шейха, и мне приходилось самому нырять с тяжеленным тросом-шамандурой, чтобыпривязывать дайвбот к корпусу «Тистлгорма». После Кипра и нырялок на «Зенобии» было непонятно, почему над знаменитым рэком неустановлены швартовочные бочки, почему нет даже маркерного буя, и каждый раз приходится искать его по GPS в открытом море. Нуладно – «Восток дело тонкое» и «В чужой монастырь…» – ну, вы в курсе. Вся эта процедура привязывания часто затягивалась и отнималавсе силы, т. к. порой, прыгнув в воду по команде капитана, вообще невозможно было увидеть, где находится затонувшее судно. Тащишь этоттолстенный трос против течения по компасу, наконец, увидишь в туманной дали корпус «Тистлгорма», но только соберешься шамандуру на немзакрепить, а команда дайвбота уже начинает трос подтягивать и вновь вытаскивает тебя на поверхность.
На самом деле их вовсе не два, а, как минимум, четыре. Да и не танки это вовсе, а английские гусеничные тягачи бронетранспортеры «Bren Carrier»MK-I или MK-II. Различие между ними незначительное, и при нынешней их сохранности на «Тистлгорме» определить его трудно. На MK-II на местезаднего бампера должно быть массивное хитроумное буксирное устройство на горизонтальной рессоре. Использовались эти транспортеры для мотопехоты,перевозки грузов и буксировки орудий. Эти бронетранспортеры открытого типа и «защищали» сидящих в кузове трех-четырех солдат не выше пояса. Втакой же открытой кабине размещался водитель (руль справа – техника-то английская) и стрелокпулеметчик. Пол кабины был более низкий, чем вкузове, и водитель со стрелком могли укрыться за бронированными стенками почти полностью. Вообще пространство в кабине явно сконструированоне для людей с крупным телосложением.
Закончилась Вторая мировая война, но страсти вокруг Суэцкого канала продолжали кипеть. Еще в 1888 году в Константинополе была подписанаМеждународная конвенция по Суэцкому каналу, которая провозглашала, что канал должен быть открыт для судов всех наций как во время войн,так и в мирное время. Конвенция запрещала акты враждебности в водах канала и сооружение фортификационных сооружений на его берегах.Однако с началом вооруженного противостояния между арабскими странами и Израилем, Египет с 1949 года отказал в использовании каналаизраильтянам и всем судам тех стран, которые с ними торговали, а в июле 1956 года вообще объявил о его национализации. Также было сделанозаявление о закрытии Акабского залива для израильского судоходства. Военноморская база, расположенная в районе нынешнего Шарм-эль-Шейха уузкого пролива Тиран давала тогда Египту такую возможность.
В качестве альтернативы маршруту через Суэцкий канал в Азию и Восточную Африку израильтяне построили на берегу Акабского залива порт Эйлат.Но в мае 1967 года президент Египта полковник Абдель Гамаль Насер, основатель Организации освобождения Палестины, вновь заявил о закрытиизалива для израильского судоходства. Объявленная Насером блокада привела к новой арабо-израильской войне. Израильские войска стремительнопреодолели позиции египтян и захватили Газу и весь Синайский полуостров за 6 дней.Однако возобновить судоходство через Суэцкий каналИзраиль смог лишь в 1975 году – после признания егоЕгиптом и подписания мирного договора.
Гусеничные транспортеры «Bren Carriers» были переданы Египту Британией в 1948 году во время израильской войны за независимость. Онишироко использовались египетской армией и во время Синайского кризиса 1956 года. Тогда, 29 октября, израильские войска начали захватвсего Синайского полуострова с целью выхода к Суэцкому каналу и разблокирования пролива Тиран. Через четыре дня в руках египтяноставались лишь гарнизоны в Газе и Шарме, но и они сдались к концу недели. Утром 5 ноября 1956 года израильская 9-я пехотная бригадапосле авианалета занимает ШармэльШейх. В результате в плен попадают 864 египетских военнослужащих, а среди трофейной техникиоказывается 260 транспортеров «Bren Carrier».
Между тем повсюду виднелись свидетельства недавно бушевавшего сражения. От оборонительных сооружений и складов, по которым всегонесколько часов назад отработала наша авиация, в небо поднимались клубы дыма. Египетские бронетранспортеры Брена – частью разбитые,частью вполне исправные – были разбросаны тут и там по территории гавани. На холмах виднелись военнослужащие 9-й бригады с оружиемнаготове, занятые зачисткой местности и сбором военнопленных».
Сейчас под крутым обрывом у заброшенной военной базы на глубине от 10 до 37 метров свалено более тридцати гусеничных транспортеров инесколько колесных автомобилей. Кораллы не любят селиться на резине, и на одной из покрышек и по сей день четко видны выщербленныеследы от пуль.
Сохранность этой техники довольно хорошая, кораллы еще не успели покрыть ее толстым слоем обрастаний. Любимые трофеи дайверов – рули –пока на месте. Самый глубоко расположенный транспортер (37 метров) стоит на ровных гусеницах. Сосчитать количество джипов, грузовикови бронетранспортеров здесь трудно – лежат они друг на друге в несколько слоев.
Противоположный берег залива шумит веселой анимацией на пляжах отелей, мимо проплывают белоснежные дайвботы, а этот кусочек историизастыл во времени как памятник еще одной бессмысленной войне на планете Земля.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.