Мы добирались до Малайзии самолетами «Катарских авиалиний». Воображение заранее нарисовало стюардесс в паранджах и зеленый чай, заменяющий любые горячительные напитки, ведь Катар — страна, строго придерживающаяся традиционных принципов ислама. Однако полет Москва — Лоха стал приятной неожиданностью: в салоне нас встретили симпатичные и любезные филиппинские стюардессы. Перед обедом они подали нам меню, а столовые приборы были настоящие, стальные, — и это в эконом-классе. А вместо зеленого чая на тележке развозили всем привычные, хорошо знакомые напитки.
Правда, последующий перелет Доха — Куала-Лумпур разочаровал. Аэробус А300 оказался большим, но тесным, и вздремнуть в ту ночь удалось не всем. Уровень обслуживания был по-прежнему неплохим, но уже без меню и стальных столовых приборов.


Самое главное, что вы должны знать, если собираетесь лететь «Катарскими авиалиниями», — здесь очень строго обстоит дело с перевесом. Костяк нашей группы составляли опытные фотографы и видеооператоры, обвешанные аппаратурой и подводными боксами, так что солидный перевес был неизбежен и все к нему внутренне подготовились. Несмотря на это, 46 долларов, которые требовалось заплатить за каждый лишний килограмм, повергли группу в уныние. Ни уговоры, ни размахивание журналистскими удостоверениями действия не возымели, и пришлось нам как следует облегчить свои кошельки, еще даже не отправившись в путь.

Первое впечатление от Малайзии — здесь многое сделано с умом, хорошо продумано и организовано. Международный аэропорт в Куала-Лумпуре довольно велик (от одного терминала до другого надо добираться на монорельсовой дороге), и когда мы сориентировались, прошли все формальности и явились за багажом, весь багаж нашего рейса был уже разобран. Приготовившись увидеть свои сумки прихотливо разбросанными по всему аэропорту, мы приблизились к нужному конвейеру и тут обнаружили, что он пуст — никаких признаков багажа. Наши вещи оказались аккуратно составленными в одном месте, под неусыпным надзором группы молодых ребят в одинаковых комбинезонах.


Выяснилось, что здесь на каждый конвейер выделяется специальная бригада, контролирующая прибытие багажа, под руководством менеджера. Ребята могут при необходимости притормозить конвейер, смотрят, чтобы вещи не падали, не бились друг о друга, ну и также заботятся о багаже припозднившихся пассажиров, в чем мы убедились лично. Ни в каком другом аэропорту нам такой сервис еще не встречался. Но это, конечно, мелочи. Куда больше впечатляет тот факт, что профессии учителя и врача являются в Малайзии одними из наиболее высокооплачиваемых. Здесь есть мощные программы социальной защиты населения, так что нищета и безграмотность не являются проблемами этой страны.

Подавляющее большинство населения Малайзии — мусульмане, но при этом на государственном уровне в жизнь проводится особая форма ислама — ислам, эволюционировавший вместе с обществом, учитывающий специфику современного общественного уклада. Цель руководства страны — сделать так, чтобы каждый гражданин был самодостаточен и в экономическом, и в духовном отношении. Причем цель эта не просто декларируется. Создается впечатление, что в Малайзии действительно находят рецепты для решения самых серьезных мировых проблем.


Повсюду в Куала-Лумпуре — на улице и в отелях — встречаются женщины в развевающихся черных одеяниях с полностью закрытыми лицами, лишь глаза смотрят через узкую щель. Ну вылитые ниндзя! Особенно экзотично они смотрятся рядом с мужьями, одетыми в обычную летнюю городскую одежду. Гид объяснил нам, что это гости из арабских стран, главным образом из Саудовской Аравии, которые съезжаются на отдых в Малайзию, родственную по религии страну, когда у них в пустынях царит адское пекло.
Малайские женщины исполняют обеты своей религии иначе: они носят платки, наподобие того, который носила Ксанка в «Неуловимых мстителях». В платках ходят не все, но очень многие. Стайки школьниц — все в одинаковых платках — выглядят просто неотразимо.


Небольшая передышка в Куала-Лумпуре, посещение фестиваля Celebrate the Sea, и снова в путь. Впереди — главная цель поездки, остров Сипадан. Путь туда неблизкий: три перелета (К
уала-Лумпур — Лабухан, Лабухан — Кота-Кинабалу, Кота-Кинабалу — Тавао), затем длительный переезд на машине до Сем-порны и, наконец, переход на скоростном катере до острова Мабул, где мы и обосновались — а на Сипадан ходили на катере.
Уже в Лабухане, попытавшись после посадки отправить эсэмэски родным и близким, мы обнаружили, что наши телефоны не могут найти сеть. Причем только у нашей группы — все другие странники продолжали спокойно болтать по своим сотовым. Связи не было ни в Кота-Кинабалу, ни на всем дальнейшем маршруте, а восстановилась она только после возвращения в Куала-Лумпур. Видимо, в штате Сабах, по территории которого мы путешествовали, роуминг для российских телефонов отсутствует.
В аэропорту Тавао нас встретили представители Borneo Divers, крупнейшей дайверской компании в регионе, чьим гостеприимством мы пользовались в последующие дни. Неспешная поездка через плантации масличных пальм — и мы в Семпорне, прибрежном городке, своими деревянными, давно некрашеными домиками на удивление напоминающем какой-нибудь поселок в российской глубинке. Вот только дома здесь в основном стоят на сваях, да и местных жителей трудно принять за россиян. Грузимся на катер с двумя 250-сильными движками, и — вперед, с ветерком! Вскоре высаживаемся на Мабуле.


Мабул — это небольшой песчаный остров, по размерам ненамного превышающий Сипадан и находящийся примерно в получасе хода до него. Точнее сказать, по спокойному морю мы добирались минут за 25, а переход по волнам длился почти час.
Мабул расположен ближе к материку, и здесь нет крутых свалов, прославивших Сипадан. Дайв-сайты вокруг Мабула находятся на небольшой глубине, от 2 до 20 метров, видимость ниже среднего, но зато здесь под водой можно встретить множество удивительных существ, которые в других местах не встречаются или встречаются крайне редко. Короче говоря, Мабул — рай для макросъемки.


Мы обосновались на этом острове, поскольку по сравнению с Сипаданом он предлагает более комфортные условия проживания. Поселок Borneo Divers выглядит почти идиллически: аккуратные деревянные домики сходятся рядами к зданию побольше — столовой (с очень приличной кухней, кстати сказать). В домиках есть все удобства, включая кондиционер. Но все же это дайвер-ский поселок, а не пятизвездочный отель, так что не надейтесь найти в ванной комнате полочку с шампунями и гелями — везите все с собой. С горячей водой здесь тоже напряженка — она слегка тепловатая, но разве это испугает суровых покорителей глубин?
Кроме нашего поселка на острове есть рыбацкая деревня, населенная филиппинскими рыбаками. Еще недавно их любимой рыболовной снастью был динамит, но сейчас правительство ведет жесткую борьбу с этим методом ловли.

Если хотите посмотреть, как жили наши далекие предки, обязательно прогуляйтесь по деревне. Народ здесь очень дружелюбный, фотосъемку воспринимает без проблем. В прошлый приезд на Мабул наши товарищи купили в этой деревне здоровенного тунца за 10 долларов, запекли его в пальмовых листьях и устроили пиршество на пляже. Любители более комфортного проживания найдут на Мабуле два отеля — элегантный Water Village, стоящий на сваях прямо на морской отмели, и эксклюзивный Sipadan-Mabul Resort (называемый также SMART), прячущийся между пальмами. А неподалеку от берега расположена странная конструкция, напоминающая буровую платформу. Наверное, она когда-то и была буровой платформой, но теперь это комфортабельный дайв-центр и отель, полностью кондиционированный, со всеми мыслимыми удобствами — называется он Seaventures Dive Resort. Он понравится тем, кто любит жить на роскошном судне и при этом обходиться без всякой качки. Кроме того, прямо под платформой наши фотографы обнаружили буйство подводной жизни, идеальной для макросъемки.


Что касается организации дайвинга в приютившем нас дайв-центре, то она была довольно неплохой. В нашем распоряжении были скоростной катер, достаточно просторный для группы и удобный для дайвинга, а также дайв-гид Сандрекс. Вот что следует обязательно учесть, собираясь на Сипадан и Мабул: баллоны здесь используются только с соединением Yoke, и адаптер найти трудно — по крайней мере это требует времени. Если у вас регулятор DIN, то вы сильно облегчите жизнь и себе, и принимающей стороне, если привезете адаптер с собой. Некоторые нарекания есть лишь по по

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.

© 2012 Разработка и дизайн сайта ukraya.ru