Мы добирались до Малайзии самолетами «Катарских авиалиний». Воображение заранее нарисовало стюардесс в паранджах и зеленый чай, заменяющий любые горячительные напитки, ведь Катар — страна, строго придерживающаяся традиционных принципов ислама. Однако полет Москва — Лоха стал приятной неожиданностью: в салоне нас встретили симпатичные и любезные филиппинские стюардессы. Перед обедом они подали нам меню, а столовые приборы были настоящие, стальные, — и это в эконом-классе. А вместо зеленого чая на тележке развозили всем привычные, хорошо знакомые напитки.
Правда, последующий перелет Доха — Куала-Лумпур разочаровал. Аэробус А300 оказался большим, но тесным, и вздремнуть в ту ночь удалось не всем. Уровень обслуживания был по-прежнему неплохим, но уже без меню и стальных столовых приборов.
Первое впечатление от Малайзии — здесь многое сделано с умом, хорошо продумано и организовано. Международный аэропорт в Куала-Лумпуре довольно велик (от одного терминала до другого надо добираться на монорельсовой дороге), и когда мы сориентировались, прошли все формальности и явились за багажом, весь багаж нашего рейса был уже разобран. Приготовившись увидеть свои сумки прихотливо разбросанными по всему аэропорту, мы приблизились к нужному конвейеру и тут обнаружили, что он пуст — никаких признаков багажа. Наши вещи оказались аккуратно составленными в одном месте, под неусыпным надзором группы молодых ребят в одинаковых комбинезонах.
Подавляющее большинство населения Малайзии — мусульмане, но при этом на государственном уровне в жизнь проводится особая форма ислама — ислам, эволюционировавший вместе с обществом, учитывающий специфику современного общественного уклада. Цель руководства страны — сделать так, чтобы каждый гражданин был самодостаточен и в экономическом, и в духовном отношении. Причем цель эта не просто декларируется. Создается впечатление, что в Малайзии действительно находят рецепты для решения самых серьезных мировых проблем.
Небольшая передышка в Куала-Лумпуре, посещение фестиваля Celebrate the Sea, и снова в путь. Впереди — главная цель поездки, остров Сипадан. Путь туда неблизкий: три перелета (К
уала-Лумпур — Лабухан, Лабухан — Кота-Кинабалу, Кота-Кинабалу — Тавао), затем длительный переезд на машине до Сем-порны и, наконец, переход на скоростном катере до острова Мабул, где мы и обосновались — а на Сипадан ходили на катере.
Уже в Лабухане, попытавшись после посадки отправить эсэмэски родным и близким, мы обнаружили, что наши телефоны не могут найти сеть. Причем только у нашей группы — все другие странники продолжали спокойно болтать по своим сотовым. Связи не было ни в Кота-Кинабалу, ни на всем дальнейшем маршруте, а восстановилась она только после возвращения в Куала-Лумпур. Видимо, в штате Сабах, по территории которого мы путешествовали, роуминг для российских телефонов отсутствует.
В аэропорту Тавао нас встретили представители Borneo Divers, крупнейшей дайверской компании в регионе, чьим гостеприимством мы пользовались в последующие дни. Неспешная поездка через плантации масличных пальм — и мы в Семпорне, прибрежном городке, своими деревянными, давно некрашеными домиками на удивление напоминающем какой-нибудь поселок в российской глубинке. Вот только дома здесь в основном стоят на сваях, да и местных жителей трудно принять за россиян. Грузимся на катер с двумя 250-сильными движками, и — вперед, с ветерком! Вскоре высаживаемся на Мабуле.
Если хотите посмотреть, как жили наши далекие предки, обязательно прогуляйтесь по деревне. Народ здесь очень дружелюбный, фотосъемку воспринимает без проблем. В прошлый приезд на Мабул наши товарищи купили в этой деревне здоровенного тунца за 10 долларов, запекли его в пальмовых листьях и устроили пиршество на пляже. Любители более комфортного проживания найдут на Мабуле два отеля — элегантный Water Village, стоящий на сваях прямо на морской отмели, и эксклюзивный Sipadan-Mabul Resort (называемый также SMART), прячущийся между пальмами. А неподалеку от берега расположена странная конструкция, напоминающая буровую платформу. Наверное, она когда-то и была буровой платформой, но теперь это комфортабельный дайв-центр и отель, полностью кондиционированный, со всеми мыслимыми удобствами — называется он Seaventures Dive Resort. Он понравится тем, кто любит жить на роскошном судне и при этом обходиться без всякой качки. Кроме того, прямо под платформой наши фотографы обнаружили буйство подводной жизни, идеальной для макросъемки.
Что касается организации дайвинга в приютившем нас дайв-центре, то она была довольно неплохой. В нашем распоряжении были скоростной катер, достаточно просторный для группы и удобный для дайвинга, а также дайв-гид Сандрекс. Вот что следует обязательно учесть, собираясь на Сипадан и Мабул: баллоны здесь используются только с соединением Yoke, и адаптер найти трудно — по крайней мере это требует времени. Если у вас регулятор DIN, то вы сильно облегчите жизнь и себе, и принимающей стороне, если привезете адаптер с собой. Некоторые нарекания есть лишь по по
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.