От продажного правительства Чайковского интервенты настойчиво добивались выдачи концессий сроком на 99 лет на эксплуатацию природных богатств Александровского и Кемского уездов. З Борьба Красной армии и красных партизан с интервентами продолжалась до начала 19 Ю года. 13 марта этого года победоносная Красная армия вступила в Мурманск, сбросив отряды интервентов в море и оттеснив белые войска в Финляндию.
После освобождения Кольского полуострова от интервентов хозяйство его представляло жалкую картину. Единственная крупная капитальная ценность его Мурманка—представляла собою недостроенную на 70°/о времянку. Но и эта времянка подверглась разрушению. Мурманск представлял собою небольшой портовый поселок, застроенный бараками военного времени, среди которых выделялись английские бараки из гофрированного железа, названные чемоданами.
В 1923 году по предложению Ф. Э. Дзержинского, бывшего в то время народным комиссаром путей сообщения, советским правительством был принят проект преобразования Мурманской (ныне Кировской) железной дороги в своеобразный комбинат, в задачу которого входила бы не только достройка и эксплуатация дороги, но и развитие хозяйства в районе тяготения дороги и заселение этого района.
Комбинат Кировской дороги направил свои усилия, прежде всего, на развитие рыбных промыслов и рыбопромышленности, на эксплуатацию лесных богатств Карел о-Мурманского края, а также на развитие портовых операций Мурманска; помимо
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.