Это увлечение пришло к Золотницкому не сразу. Сначала, еще в детстве, он интересовался ботаникой. Мальчик бродил по полям, лугам, лесам и болотам, собирая растения в гербарий. Листы гербария были оформлены не хуже, чем у ботаников-специалистов. Часть собранной им коллекции растений послужила основой для написания профессорами В.Я.Цингером и Г.А.Кожевниковым "-Очерка флоры Тульской губернии"-. Другая часть была пожертвована в гербарий Московского ботанического сада и в дальнейшем вошла во Всероссийский Гербарий, который создавал Московский университет. Попутно со сбором растений Золотницкий собирал и насекомых, его энтомологические коллекции были переданы в Зоологический музей Московского университета. Интерес к ботанике Николай Федорович сохранит навсегда и напишет потом несколько великолепных книг о растениях.
Увлечение жизнью подводного мира он тоже пронесет через всю жизнь, опишет свои наблюдения во множестве статей и в своих замечательных книгах. "-Любить природу, наслаждаться постоянно ее зрелищем, ее красотами, — напишет он позднее, — свойственно душе человека, а потому, когда ему, как, например, нам, северянам, приходится запереться на целых восемь месяцев в душную комнату и лишиться этого удовольствия, то он невольно начинает подыскивать себе что-нибудь такое, что могло бы ему в это время ее заменить. И вот он принимается за комнатное цветоводство, за комнатных птиц, за кроликов, морских свинок и т.д. Но ничто не может напомнить ему так и природу, и чудное лето, и всю в это время жизнь в природе, как аквариум. В нем может он видеть и весь тот интересующий его животный мир, который лежит теперь закованный в лед, и ту богатую водную растительность, зрелищем которой он может наслаждаться лишь летом, и, наконец, даже и то, что ему летом не всегда бывает доступно — жизнь в глубине вод — постепенное развитие водных животных и растений, их жизнь и размножение"-.
Вдумайтесь в эти слова, написанные сто лет назад. Их написал не тот неопытный молодой сборщик гербария, а человек, который уже глубоко осознал теснейшую взаимосвязь растительного и животного мира и в природе, и в аквариуме. В его словах поражает нас, людей, живущих в другом времени, опирающихся на иной уровень знаний, то, что мы бы сегодня назвали экологическим мышлением. Ведь только аквариум позволяет смоделировать в нашем жилище живую экологическую систему со всеми четырьмя ее обязательными составными частями: одной неживой (вода, грунт, свет, температура и т.п.) и тремя живыми (растения, животные, микроорганизмы) и наблюдать жизнь и развитие этой модели. Золотницкий писал так, как принято было в его время, но был впереди своего времени. Вот почему многие его труды вполне современны и сегодня.
В 1897 году в журнале "-Естествознание и география"- открывается отдел "-Аквариумы и террариумы"-, ведение его "-любезно принял на себя один из старейших любителей аквариума Н.Ф.Золотницкий"-. "-И известнейших"-,- добавим мы. Потому что в 1886 году выходит его книга "-Золотая рыбка и ее варьететы"-, в 1887 — "-Водяные растения для аквариумов комнатных, садовых, оранжерейных"-, в 1888 году "-Аквариум любителя"- издается на немецком языке в Германии, в 1898-м — книга "-Паразитические болезни рыб"-. И все это не какие-нибудь тонкие брошюры, а солидные труды. Эти книги и сегодня читаются с увлечением: Золотницкий не только много знал, но и умел, и притом блестяще, популяризировать знания — он общается, свободно беседует с читателем.
В 1910 году выходит книга "-Новые аквариумные рыбы и растения"- — по замыслу автора дополнение к "-Аквариуму любителя"-. В дальнейшем эта аквариумная энциклопедия, обобщающая опыт не только автора, но и многих российских аквариумистов, должна была издаваться единой книгой, но замысел не удалось осуществить из-за начавшейся мировой войны. "-Аквариум любителя"-, получивший к 1910 году высшие награды в Киеве, Берлине, Париже, в последний, четвертый, раз вышел в России в 1916 году.
В 1911 году появляется книга "-Наши садовые цветы, овощи и плоды"-, в 1913-м — "-Цветы в легендах и преданиях"- (книга читается как увлекательная сказка), в 1914-м — "-Очерк истории и географии аквариумных рыб"-, в 1915-м — "-В мире пресных вод"-. Нельзя не сказать и о книжках для детей: "-Наш садик"-, "-Детский аквариум"-, "-Из сказок природы"- (эту книгу Госиздат выпустил вторым изданием в 1919 году). Прибавьте к этому множество статей, разбросанных по самым разным журналам… В сумме получается целое собрание сочинений талантливого популяризатора знаний о природе.
"-Николай Федорович не был ученым в строгом смысле этого слова. — писал профессор Г.А.Кожевников, — он был, можно сказать, дилетантом, но весьма знающим дилетантом, который сглаживал существовавшую в его время пропасть между профессиональной наукой и народом"-. Как видим, Золотницкий ценился не только как автор известных книг, но и как просветитель.
"-Он был превосходным председателем, — вспоминал современник. — Неизменно чрезвычайно корректный, изящно любезный и приветливый, он умело возбуждал внимание членов общества, поощрял их деятельность, на заседаниях внимательно слушал докладчика, обязательно подводил итоги, отмечал заслуги членов общества, одним словом, как опытный дирижер создавал на заседании хорошее и бодрое настроение. То, что на этих заседаниях никогда не было мертвящей скучной атмосферы, в значительной степени зависело от личности председателя. Но он был и прекрасным посетителем этих заседаний, никогда не был пассивным, всегда активно проявлял внимание к докладу, с интересом задавал вопросы, дружелюбно и по существу делал замечания"-.
Николай Федорович неизменно проявлял особое внимание к школе, подчеркивал значение знакомства с живой природой в преподавании естествознания. В 1903 г. по его инициативе общество создает школьную комиссию, которая разрабатывает первое в России пособие по устройству в школах аквариумов и террариумов, а так же помогает учителям получить высшее образование в Великобритании. В 1912 г. Золотницкий издает брошюру для учителей "-Что делать в школе с аквариумом?"-, учителям же адресованы и его статьи "-Аквариум и его значение в преподавании общественной истории"-, "-История аквариума и его общественное и педагогическое значение"-, учителям предназначена и книга "-Жива
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.