Свой последний поход «Стилуокер» начал еще в Филадельфии, США, под командой опытного капитана Уильяма Грина.

Построенный на верфях в городе Керни, штат Нью-Джерси, Федеральной судостроительной компании(Federal Shipbuilding Co. Kearny, NJ) в 1920 г. «Стилуоркер» имел длину 129 метров, ширину 17 метров,высоту 8 метров и водоизмещение 5 687 тонн. Портом приписки был Нью-Йорк.

Внутреннее пространство судна составляли пять вместительных грузовых трюмов с тремя грузовыми палубамив каждом. «Стилуоркер» обладал двумя паровыми турбинами, работающими на один винт, и экипажем из 36 моряков.

С 1920 по 1933 гг. владельцем судна была компания «US Steel Products», а с 1933 г. – большая компания«Isthmian Lines». В годы Второй мировой войны эта компания-судовладелец предоставила правительству США132 судна, которые совершили 872 рейса к театру военных действий в Северной Африке и на Ближнем Востоке.За годы войны 33 транспортных судна компании были потоплены противником. В результате было потеряно около300 тысяч тонн груза.

В трюмах транспорта на момент прибытия в Мурманск находился военный груз весом 7250 тонн.

1942 год

Трудный и опасный двухнедельный переход по «Коридору смерти» подходил к концу. Корабли очередного полярного конвоя союзников,медленно перестраиваясь из походного порядка в караван, втягивались в Кольский залив. Но даже в его акватории они не могличувствовать себя в полной безопасности. Несмотря на все принимаемые меры, в его глубоких водах могли скрываться немецкиеподводные лодки.


С момента захода каравана в зону ответственности советского Северного флота над американскими и английскими кораблями постояннобарражировали истребители и противолодочные самолеты. Они ловко маневрировали между аэростатами заграждения, висевшими над судами,напоминая своим присутствием, что ближайший вражеский аэродром находится в Норвегии всего в 20 минутах подлетного времени.С наступлением 1942 года 30-я воздушная эскадрилья люфтваффе регулярно по два раза в день совершала воздушные налеты на Мурмански объекты Северного флота. Накануне прихода каравана против аэродромов противника советской авиацией было совершено более 2 000самолето-вылетов с массированными бомбовыми ударами, что давало надежду на благополучное завершение плаванья.

Историческая справка

Ленд-лиз – это система поставок вооружения, продовольствия и другого стратегического сырья членам антигитлеровской коалиции.20 % такой помощи было поставлено в СССР в составе «арктических конвоев», в основном транспортными судами. В их трюмах былоперевезено 20 000 различных самолетов, 13 000 танков, 9 000 тракторов, 4,5 миллиона тонн продовольствия и другого груза, закоторый СССР предстояло расплачиваться золотом и валютой. Считается, что количество грузов, доставленных за военные годы морскимпутем в нашу страну, составило всего 4 % от объема военной продукции СССР. Однако гораздо важнее другое – что поставлялось, и вкакой момент пришла помощь.

Отечественная промышленность еще не закончила переход на военные рельсы, враг продолжал продвигаться вглубь страны. ЧастямКрасной армии, ведущим тяжелые оборонительные бои, катастрофически не хватало всего – от танков до тушенки. В результатекаждый шестой воюющий истребитель и каждый пятый бомбардировщик – американский или английский, три четверти всех армейскихперевозок выполнялось на американских грузовиках. Всего за период боевых действий из США и Англии было организовано 42 каравана.В их составе насчитывалось 722 английских, американских и советских транспортов, 104 из которых погибли. На всем протяжении путисуда конвоя PQ–16 подвергались интенсивным налетам вражеской авиации. Против них было совершено 228 вылетов бомбардировщиков«Юнкерс–88», 51 вылет «Хейнкель–111» и 9 атак «Хенкель–115» (торпедоносцев). Торговые суда и корабли боевого охранения 33 разаотражали атаки пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс–87», сбив при этом 7 самолетов противника. Караван PQ–16 считался самымбольшим и самым удачным арктическим конвоем. Несмотря на сильное противодействие со стороны противника, он потерял всего несколькосудов из своего состава, девятым в его походном порядке шел пароход «Стилуоркер» («Металлург»).

Гибель «Ст
илуоркера»

Для обслуживания прибывающих караванов в акватории Кольского залива принимаются беспрецедентные по своим масштабам строительныеработы. В сжатые сроки были построены дополнительные склады и подъездные пути, берег Кольского залива напоминает один сплошнойпричал. Достигнув Мурманского морского порта, «Стилуоркер» становится под разгрузку, где с его борта снимают 375 тонн груза,после чего капитан получает приказ перейти к одному из новых северных причалов, где надлежит выгрузить остальной груз.

Выполняя этот приказ, 3 июня 1942 г., судно начинает маневрировать по акватории Кольского залива. В 8 часов утра, находясь врайоне внутренней якорной стоянки, севернее поселка Мишуки под днищем корабля, в районе четвертого трюма, происходит мощныйвзрыв. Практически сразу транспорт резко оседает кормой в воду. Кормовые трюмы и машинное отделение начинают быстро заполнятьсяводой. Вахтенные механики и мотористы в спешном порядке открывают вентиля, выпуская на свободу пар из системы, чтобы предотвратитьвзрыв судовых котлов, после чего спешно покидают машинное отделение по аварийным трапам, ведущим прямо на шлюпочную палубу.

Экипаж не борется за свой корабль, всем и так ясно – он обречен. Восемь офицеров, 28 матросов и двое военных сигнальщиков спускаютчетыре спасательные шлюпки и отплывают от уходящего в пучину корабля. В этот самый момент начинается очередной налет немецкойавиации, канонада зенитных установок перемешивается с воем заходящих в пике «юнкерсов». Наблюдатели фиксируют несколько попаданийбомб небольшого калибра в среднюю часть корпуса «Стилуоркера», что только ускоряет его погружение.

Тот, кто хоть раз видел, как уходит под воду большой корабль навсегда запоминает эту картину: подобно огромному морскому животному,«Стилуоркер» делает несколько протяжных выдохов, выпуская из своих огромных трюмов сжимаемый водой воздух. Еще немного, и маленькаятрагедия великой войны, разыгравшаяся на глазах у сотен очевидцев, переходит в категорию статистики. Лишь огромное пятно мусораи различных предметов медленно дрейфует по поверхности залива, указывая на место гибели корабля.

Сразу после гибели транспорта акватория дна в этом районе была тщательно обследована английскими тральщиками, имеющими оборудованиедля поиска донных мин. Результатом этой опасной работы стало обнаружение еще восьми донных магнитно-акустических мин LMB весом водну тонну. Очень сложная по своей конструкции мина имела несколько степеней защиты своих секретов. Она обладала датчиками,реагирующими на свет, на изменение атмосферного и статического давления, ее сюрпризы стоили жизни не одному военному саперу.Боевой заряд, сбрасываемый на парашюте с самолета, весил 700 кг, в то время как торпеда имела всего 400 кг взрывчатки. Такогозаряда было достаточно, чтобы проломить днище самому большому военному кораблю. Героические усилия водолазов аварийно-спасательнойслужбы Северного флота позволили поднять часть судового груза, но спасти удалось далеко не все. Палубы «Стилуоркера»,деформированные при взрыве мины и удара корпуса о грунт сложились, прижав собой трюмный груз.

50 лет спустя

В послевоенные годы о погибшем транспорте совсем забыли, даже на крупномасштабной судоходной карте Кольского залива он не былотмечен. Лишь иногда экипажи того или другого торгового судна поминали утопленника добрым словом, когда портовые водолазы,вызванные по аварийной ситуации, сообщали за что зацепился их судовой якорь. В канун пятидесятилетнего юбилея полярных конвоев,летом 1991 г., ленинградский клуб «Поиск» организовал работы в районе гибели транспорта, его инициатива была поддержана вЦК ВЛКСМ и некоторыми руководителями производственных объединений. С помощью мурманского треста «Арктикморнефтегазразведка»и Гидрографической службы Северного флота удалось организовать поиски в акватории порта и начать спуски к погибшему транспорту.Водолазам треста совместно с участниками экспедиции удалось поднять некоторые элементы из оснастки ходового мостика. Н
а дне,рядом с корпусом погибшего судна был найден фюзеляж одного из истребителей, перевозимых в разобранном транспортном вариантена верхней палубе.

Почти через 50 лет американский истребитель вновь увидел солнце Заполярья. Многие дайверы, ныряя к погибшему кораблю, покакой-то непонятной причине относят его к судам типа «Libertу», строившимися в массовом количестве в годы войны на верфях СШАи участвовавшиx в конвойных операциях. К данному типу судов наш «Стилуоркер» не подходит, только количество трюмов и судовыхвинтов у этих кораблей одинаковое.

Наш собственный «Тистлгорм»

В настоящее время затонувший транспорт покоится на глубине 42 метров, находясь на ровном киле. Он имеет значительный дифферентна кормовую часть, его огромный винт полностью замыт донным грунтом. О размерах судна можно судить по запасному винту, находящемусяв пятом трюме под рулевой машиной.

От главной палубы в районе кормы до грунта расстояние не более 5 метров. При хорошей погоде за кормой затонувшего транспортапросматриваются остатки гигантской воронки от взрыва, диаметр которой примерно 20–30 метров. Достаточно эффектно смотритсязапасной якорь, закрепленный на правой внешней стороне румпельной надстройки, в глубине которой сохранился металлическийаварийный штурвал и настенный телефонный аппарат.

В районе пятого трюма имеется четыре комингса дверных проемов, два из которых приводят в судовой лазарет (по левому борту) ибанно-прачечный комплекс (по правому борту). Палуба в районе четвертого судового трюма сильно просела, придавив собой элементыгруза на первой грузовой палубе. Подсвечивая фонарем, в грузе можно легко распознать командирские джипы «виллисы». В 1942 годуих колеса были сняты и уложены в багажники, а сами машины упакованы в деревянные ящики. Поверх «виллисов» располагаются грузовики,в некоторые кузова которых были загружены ящики с различными радиолампами. Часть радиоламп, набрав воды, опустилась на грунт,а часть, сохранившая герметичность, всплыла под потолок.

На нижних уровнях трюма перевозилась мука, упакованная в мешки. Сейчас она превратилась в единую массу, образовав плотное молочноемарево. Коридоры второй судовой надстройки имеют свободный сквозной проход, все двери кают правого и левого борта открыты. В однойиз больших кают, по левому борту, находится огромный судовой сейф с двумя отсеками.

По этим коридорам можно легко попасть в машинное отделение, но это наиболее сложное для осмотра помещение. Именно здесь, на однойиз стен, была закреплена закладная доска, выставленная в экспозиции дайверской базы «Вильям Баренц», расположенной в поселкеБелокаменка. Практически полностью сохранился корабельный камбуз со всем своим оборудованием и огромной мясорубкой на разделочномстоле, его узкий трап, находящийся в дальнем углу, приводит в провизионное хранилище.

У обоих бортов главной судовой палубы, в районе третьего судового трюма, видны следы попадания немецких авиабомб. Они разорваликлепаный судовой корпус более чем на два уровня грузовых палуб. Здесь дайверы могут увидеть керамические тигли для плавкидрагоценных металлов, некогда загруженные в автомобильные прицепы. Еще ниже взору дайверов откроются палубы, сплошь заставленныерядами металлических бочек. Коридоры уровня главной палубы передней судовой надстройки также позволяют выполнять сквозной проходпо внутренним помещениям. В его центральной части ныряльщики окажутся в бывшем офицерском салоне корабля. По его левому бортунекогда находилась каюта старшего помощника капитана, по правому – каюта судо

Ответить

Обязательные поля отмечены *

Помощь сайту
Счетчики
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39

© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.