Минный заградитель «Л-24» считается самой крупной потерей подводного флота СССР на Черном море. Эта подводная лодка принадлежит самой последней и самой совершенной серии лодоктипа «Ленинец» (XIII бис) 1938 г. постройки. 20 октября 1938 г. заложена под стапельным номером 354 на заводе № 198 в Николаеве. 17 декабря 1940 г. подводная лодка спущена на воду.Начало Великой Отечественной войны «Л-24» встретила у заводской стенки. Строительство подводной лодки продолжалось, и на 1 июля 1941 г. степень технической готовности корабляоценивалась на 75 %.
17 августа командиром подлодки назначен капитан-лейтенант Андрей Антонович Косенко. 9 ноября «Л-24» перешла в Поти, где продолжила проведение мероприятий по вводу корабля встрой. Вероятно, дисциплина на подлодке была не на должном уровне. 12 января 1942 г. за систематическое пьянство командир «Л-24» был арестован и предан военному трибуналу.Рассмотрев его дело, суд направил бывшего командира «Л-24» в штрафную роту, а на его место 9 февраля 1942 г. был назначен капитан третьего ранга Георгий Петрович Апостолов.
Прорыв вражеской блокады давался «Л-24» нелегко: только за период 26–28 июня, когда субмарина возвращалась в Новороссийск после четвертого транспортного рейса, она пережилатри преследования катеров противника общей продолжительностью 36 часов. Суммарное количество глубинных бомб, сброшенных на подлодку за это время, составило около трех сотен.На субмарине были выведены из строя ряд электроизмерительных приборов, нарушена герметичность баллонов воздуха высокого давления.
Уже через два дня после вступления в строй субмарина направляется к проливу Босфор, где безрезультатно патрулирует район до вечера 31 августа. Во время возвращения подводнойлодки в районе Самсуна несколько самолетов противника, правда, без особого успеха сбросили на «Л-24» 48 бомб.
15 ноября «Л-24» вновь вышла в море с задачей минной постановки юго-восточнее мыса Калиакра. Успешно выполнив задачу (19 ноября выставлено 20 мин четырьмя банками по 5 мин),субмарина 23 ноября 1942 г. благополучно завершила боевой поход, прибыв в Поти. Следующий выход в море стал для «Л-24» и 57 членов ее экипажа последним. 12 декабря 1942 г. лодкаснова вышла на минную постановку в район мыса Калиакра, после чего она должна была вести патрулирование в том же районе, но обратно не вернулась. По плану, к новогодней ночи1943 г. «Л-24» должна была прибыть на базу.
В 1991 г. в ходе обследования морского дна подлодка была обнаружена буксируемым подводным аппаратом «Рельеф-4000» болгарского Института океанологии. Она была найдена на глубине60 м в точке 43° 19,4’ с.ш., 28° 41,5’ в.д. и идентифицирована как ранее не известный корабль, подорвавшийся на мине. Скорее всего, «Л-24» стала жертвой одной из мин румынскогозаграждения S-15.
© 2008-2012 вГлубине.ру. При заимстовании материалов с сайта прямая гиперссылка на http://vglubine.ru обязательна. По всем вопросам обращайтесь на info@vglubine.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 715-71-01.